Главная |
|
|
А. П. Платонов.
Фото 1930-е гг. |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
АНДРЕЙ ПЛАТОНОВИЧ ПЛАТОНОВ
(1891 – 1951)
АНДРЕЙ ПЛАТОНОВ: ПОСЛЕДНИЕ ГОДЫ[ 1] |
|
Кто думает, что естественным выходом
из страдания является смерть,
тот имеет неправильное представление
о возможностях человеческого сердца.
Андрей Платонов
Худлитовский в синей обложке сборник «В прекрасном и яростном мире», отстоящий на несколько десятков лет от его предыдущей книги, обрушился в 1965 году на нас,
читателей, прямо, как поток, прорвавший плотину платоновского «Котлована». Однако прошли ещё годы, прежде чем появились другие его вещи: написанный в 1930
году «Котлован» и повесть «Ювенильное море», созданная чуть позже. На западе они вышли соответственно в 1969 и
1979 годах, а в России — лишь в 1987 году, — и принесли писателю запоздалую, но мировую славу. Теперь уже навсегда...
Измученный борьбой с советскими литературными генералами, Андрей Платонов в 1937-41 годах выступает только как литературный критик.
Ожидая мобилизации, Платонов несколько месяцев провел в Уфе, куда вместе с семьей был спешно эвакуирован из столицы осенью 1941 года, в напряженную пору
генерального наступления немцев на Москву. В его квартире остались рукописи, частью законченные, частью же незавершенные, которые потом исчезли бесследно.
Вероятно, собираясь в долгую дорогу, он не придал им в новом положении большого значения.
В Уфе, пока не пришел вызов из Союза писателей на службу в армейской печати, Платонов встречается с прибывающими с фронта ранеными. В одном из госпиталей
он знакомится с будущим героем своего первого военного рассказа «Броня». С этим рассказом, да еще с запиской Василия Гроссмана, содержавшей просьбу принять
«под свое покровительство этого хорошего писателя», и появился Платонов в редакции «Красной звезды». Рассказ попал на газетную полосу 5 сентября 1942 года
и сразу же обратил на себя внимание: автора пригласили на работу в Военмориздат, однако он отказался, остался в газете с условием почаще бывать
на фронте.
Виктор Полторацкий, знавший Платонова по Курской дуге летом 1943 года и по боям на Украине весной 1944 года, вспоминал впоследствии:
«Во внешности Платонова было что-то от мастерового, рабочего человека, в силу необходимости ставшего солдатом, чтобы защитить свою родину... Говорил глуховатым,
низким голосом, спокойно и ровно. Но порою бывал и резок, колюч, всегда абсолютно нетерпим к фальши и хвастовству...»
Из-под Курска Платонов пишет жене:
«Невнятные звуки возникают во тьме, около нашей землянки, а потом снова безмолвие. Иногда во мраке светятся ракеты, висят они мучительно долго, освещая все
зеленым, иногда синим светом, но потом все-таки гаснут. И странно тебе покажется, но мне в такие ночи не так
грустно. Мне кажется, что мой сын где-то там, в этом сине-зеленом мраке...»
В годы войны Платонов особенно много размышлял о страдании и смерти — к этому предрасполагало и народное горе, и обстоятельства личной судьбы. Не раз попадал
он в трудные фронтовые переделки. Похоронил сына Тошу, погибшего от заработанного в сталинских лагерях туберкулёза, тестя, который умер в блокадном Ленинграде.
«Я сделал здесь на войне столь важные выводы из... смерти, — пишет он в другом письме к жене тем же летом 1943-го, — о которых ты узнаешь позже, и это
тебя немного утешит в твоем горе...»
После освобождения Воронежа в 1943 году Платонов навестил родные края. Город, называвшийся некогда «младшим Петербургом», встретил его развалинами, гарью и пеплом.
Особенно пострадали окраинные слободы Чижевка и Ямская, где прошло детство писателя, где стояла семейная изба Климентовых, а за нею открывались лопуховые
подворья, древний Задонский тракт... В городе он встретил дальних родственников, но не нашел отца: 72-летнего, оглохшего и полуослепшего старика немцы угнали
вместе с другими жителями на Запад. Он отыскался уже после войны в Бессарабии...
За три года и два месяца работы спецкором на фронте Платонов написал едва ли не больше, чем за предвоенные десять лет. Его рассказы и очерки выходили, кроме
газет «Красная звезда» и «Труд», в журналах «Новый мир», «Октябрь», «Знамя», «Краснофлотец», «30 дней» и других. Несколько раз отдельными книжками печатались
его рассказы. Все их темы возникали из тяжкой повседневности фронта и тыла, которая под пером художника обретала возвышенный, священный характер.
Художественные открытия Платонова в военной прозе оценили в то время немногие: одни корили его за мистику, другие находили у него упрощенные представления о смерти,
подвиге, смысле жизни. В статье «Литературные выкрутасы» критик заявлял: «Вместо того чтобы писать правду жизни, он сочиняет нелепых, несуществующих людей, навязывает
им полумифические, кликушеские мыслишки, искажая этим облик людей нашей Родины».
Платонов действительно странен, условен, фантастичен, — можно сказать и так, — но он жертвует внешним, видимым и самоочевидным ради безукоризненно точной правды
нравственной и психологической...
Летом 1944 года в звании майора административной службы Платонов находился в войсках, наступавших в районе Львова. В один из погожих дней на участке фронта
установилось затишье. В расположении войск обнаружился пруд с чистой теплой водой, и на его берегу тотчас появились солдаты... Платонов вызвался плыть с одним
из солдат наперегонки: мол, мы, журналисты, не только карандаш умеем в руках держать. Когда они доплыли уже почти
до середины пруда, неожиданно появился немецкий «Хейнкель», накрыл пруд черной тенью, по воде прошла пулеметная очередь: немец в упор стрелял по пловцам.
Платонов не заметил, как утонул солдат. Не успел он выбраться на берег, как его ударило воздушной волной и сбило с ног. Он потерял сознание...
Событие это не прошло для писателя бесследно: в его легких образовалась каверна. Он не обратил внимания на кашель, лихорадку, частое повышение температуры и
продолжал выезжать на фронт. Осенью 1944 года в «Красной звезде» получили телеграмму: «Платонов заболел. Последние дни лежит. Работать не может. Как поступить?»
Вскоре, однако, писатель почувствовал себя лучше и вернулся к своим обязанностям военкора. Перед самым окончанием войны товарищи по «Красной звезде» выхлопотали ему
путевку в санаторий, но он не хотел лечиться: «Право, неловко! Война еще не кончилась, а я — в санаторий... Не по душе мне эта затея...», и хотя уступил
настойчивым уговорам, но до санатория не доехал. Прослышав, что один из его полков переходит в наступление, Платонов — без командировочного документа,
без продовольственного аттестата — присоединился к части, а через некоторое время, когда в «Красной звезде» не на шутку встревожились (пропал человек —
нет ни в санатории, ни в газете), он, смущенный, появился на пороге редакции и на вопросительные взгляды собратьев по цеху виновато отвечал: «[мой полк] наступал...»
В 1946 году Платонов демобилизовался. Туберкулез, вызванный ранением, прогрессировал. В паузах между больницами и санаториями Платонов пытается работать.
На фотографиях этих лет, даже с маленькой дочкой Машей, он не выглядит счастливым. Когда «Новый мир» напечатал его «Возвращение», критик Василий Ермилов
(позже запятнавший себя демагогическими выпадами против Ильи Эренбурга) объявил рассказ клеветническим.
Говорят, в эти годы Платонова видели во дворе Литературного института с метлой дворника. Из литературы по разным и понятным причинам его имя исчезает — и надолго.
5 января 1951 года Андрей Платонович Платонов скончался...
Долгое время мне не удавалось обнаружить никаких материалов о последних днях писателя. Но вот, наконец, я нашел свидетельство Юрия Нагибина, который был на похоронах
Платонова. В своём дневнике Нагибин писал:
«Этого самого русского человека хоронили на Армянском кладбище... Гроб поставили на землю, у края могилы. Плакал младший брат Платонова, моряк, прилетевший
на похороны с Дальнего Востока буквально в последнюю минуту. У него было красное, по-платоновски симпатичное лицо. Мне казалось: он плачет так горько потому,
что только сегодня, при виде большой толпы, пришедшей отдать последний долг его брату, венков от Союза писателей, Детгиза
и «Красной звезды», он поверил, что брат его действительно был хорошим писателем...
Затем вышел Ковалевский и сказал голосом ясным, твердым, хорошо, по-мужски взволнованным:
— Андрей Платонович! — это прозвучало, как зов, который может быть услышан, а возможно, и был услышан. — Андрей Платонович, прощай. Это простое русское слово прощай,
прости — я говорю в его самом прямом смысле. Прости нас, твоих друзей, любивших тебя сильно, но не так, как надо было любить тебя, прости, что мы не помогли
тебе, не поддержали тебя в твоей трудной жизни! Андрей Платонович, прощай!...
И каждый ощутил в своей душе — каюсь, я чуть было не сказал стыд, — умиление и восторг, и чувство собственного достоинства. Вот можно же такое сказать! И никто
не схватил Ковалевского за руку, и черный ворон не слетел к отверстой могиле!..
Потом гроб заколотили и неуклюже, на талях, стали спускать в могилу. Его чуть не поставили на попа и лишь с трудом выровняли. Ковалевский хорошо и трудолюбиво,
как и все, что он делал на похоронах, лопатой стал закапывать гроб...
— А Фадеев тут есть? — спросил меня какой-то толстоногий холуй из посторонних наблюдателей.
— Нет, — ответил я и самолюбиво добавил, — Твардовский есть...
Твардовский во всех своих действиях был безукоризнен. Он точно вовремя обнажил голову, он надел шапку как раз тогда, когда это надо было сделать. Он подошел
к гробу, когда стоять на месте было бы равнодушием к покойнику, он без всякого напряжения сохранял неподвижность соляного столба, когда по народной
традиции должен пролететь тихий ангел. Он даже закурил уместно — словно дав выход суровой мужской скорби...»
А дома Нагибин достал маленькую книжку Платонова, развернул «Железную старуху», прочел о том, что червяк «был небольшой, чистый и кроткий, наверное,
детеныш еще, а может быть, уже худой старик». И заплакал...
|
|
1. Источник: Виталий Орлов. (с небольшим сокращением). Вестник № 8 (267) 10 апреля 2001. ( вернуться)
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
А. П. Платонов.
Фото 1922 г. |
|
|