В допетровские времена здесь, в районе бывшей гостиницы "Речная", было довольно крупное поселение - деревня Койкоси. Часть дворов деревни размещалась чуть южнее –
близ нынешней станции метро "Пролетарская". В новгородских документах 1500 года населенный пункт записан как "д. Койкса на Неве", и начитывалось здесь тогда четыре
двора.
В отличие от других древних поселений на невских берегах, деревня Койкоси на исчезла с лица земли после рождения Петербурга. В первые десятилетия петербургской истории
она была известна как слобода Кайкуши и принадлежала царевичу Алексею Петровичу. Здесь стоял мазанковый дворец наследника престола, построенный в 1714 году; к
середине XVIII века, по свидетельству Андрея Богданова, он стал уже "весьма ветх": “Небольшая Слободка Кайкуши” (“Деревенька Кайкуши”), “Бывшая Мыза Государя Царевича
Алексия Петровича”, находившаяся “повыше Кирпишных Заводов”, недалеко от них. В этой “Слободке”, или “Деревеньке”, “на берегу Невы Реки” стоял “Дворец Бывший
Государя Царевича Алексия Петровича”. В “Мызе Кайкушах” имелась церковь. (Из книги Андрея Ивановича Богданова (1696 -1766) «Историческое, географическое и
топографическое описание Санкт-Петербурга от начала заведения его, с 1703, по 1751 год» – первого дошедшего до нас произведения, в котором собраны сведения по
географии, топонимике, административной структуре, населению Санкт-Петербурга)
"Кайкуша на Неве" упоминается в одном из писем Екатерины II к Потемкину. По некоторым сведениям, императрица бывала летом 1764 года на даче Кайкуши, пожалованной ею
гардеробмейстеру Василию Шкурину.
В пушкинское время за дорогой на Среднюю Рогатку вдоль Шлиссельбургского тракта стояли дачи полковника Мордвинова и лейб-хирурга Беверлея. А за ними на берегу Невы
находился популярнейший трактир 1-го разряда "Александрия". Он славился широкой развлекательной программой: в саду при трактире выступали гимнасты, акробаты, силачи,
танцоры, играл духовой оркестр. Иногда здесь запускали воздушные шары.
В историю города эта местность вошла как Леснозаводская деревня. Местные крестьяне арендовали землю у Александровской мануфактуры, и достаток у них был более чем
скромный. "При личном моем освидетельствовании в оной деревне усматривается, что большая часть крестьян живет крайне бедно и имущества никакого не имеет, семейства
свои содержит поденными работами, немногие же из них имеют посредственный крестьянский быт, посредственное для хозяйства имущество и запас хлеба, необходимого для
своего семейства, и излишнего ничего не предвидится", – пишет в рапорте, составленном осенью 1863 года, волостной старшина Семен Брюхов.
Послереволюционный быт этого поселения описал выпущенный в 1931 году путеводитель по Ленинграду: "Почти все младшее население крестьян уже работает на заводе. Название
деревни указывает, что здесь был основан на лесном участке поселок для заводских рабочих. Население деревни занимается сельским хозяйством, огородничеством, причем
не ведет плодосеменного хозяйства, т.к. может усиленно удобрять землю отбросами с пивоваренного завода "Вена" и навозом со скотопригонных дворов. Местом прогулок для
заводского населения являются поля Леснозаводской деревни, большие пустыри за железнодорожными путями завода "Большевик"..."
Именно на территории Леснозаводской деревни находились сооружения бывшего Речного вокзала (проспект Обуховской Обороны, 195), возведенные в начале 1970-х годов на
месте Озерной пристани.
|