1. «Урожай» – впервые напечатано в в журнале «Современник», 1836, том II, № 2. – С. 189–193.
Единственное стихотворение Кольцова, напечатанное при жизни Пушкина в его журнале. Это стихотворение одно из лучших в ряду кольцовских произведений, посвященных
крестьянскому труду.
Высоко оценивали его Белинский, Салтыков-Щедрин и Глеб Успенский. «Все стихотворения Кольцова, – писал Салтыков-Щедрин, – для которых предметом послужил
упорный труд поселянина, дышат грустною симпатией к трудящемуся, тою же любовью к природе». (Поли. собр. соч., т. 5. М., 1937, стр. 30.)
Стихотворение «Урожай», как и ряд некоторых других стихотворений («Не шуми ты, рожь», «Косарь», «Лес» («Что, дремучий лес. . .»), «Русская песня»
(«Ах, зачем меня...»), «Русская песня» («Где вы, дни мои...»), «Доля бедняка»), Кольцов написал размером, в котором специфическая кольцовская интонация
проявилась, быть может, наиболее отчетливо. Эти стихи отличаются тем, что двустопный хорей замыкался дактилическими окончаниями. Это сочетание образует некий новый
пятисложный размер: каждая строка состоит из пяти слогов, объединенных одним ритмическим ударением на третьем слоге. Такая ритмическая
организация была столь необычайной, что создавалось впечатление, будто стихи этого рода вообще лишены всякого размера. (
вернуться)
2. По́лымя (обл.) – пламя. (
вернуться)
3. Самым существенным у Кольцова является то, что природа
воспринимается им в тесной и неразрывной связи с нуждами, радостями и горестями крестьянина, с его мыслями об урожае, с его трудовыми заботами. Природа выступает
не как объект пассивного созерцания, а как арена трудовой деятельности человека. Изображение природы, полной жизни и движения, естественно переходит в житейские
размышления крестьян. И дальше говорится об этих трудовых думах, заботах и радостях, вызванных обильным урожаем.
Эту особенность кольцовского творчества высоко ценили Щедрин и Глеб Успенский. Говоря о кольцовском пейзаже, Успенский замечает: «Здесь все просто, обыкновенно,
взята одна только нива желтеющая, на которой сосредоточены все заботы земледельца, сосредоточены все его думы». (
вернуться)
4. Закрома́ – отгороженное место в зернохранилище или амбаре для ссыпания зерна, муки и т. п. (
вернуться)
5. Гужо́м – 1) Живой тягой (на телегах, на санях и т.п.). 2) местн. Воз за возом; вереницей, гуськом. (
вернуться)
6. Дрёмит колосом – клонится. (
вернуться)
7. Лоснится (рожь) – под ветром склонившаяся рожь отливает блеском, блестит. (
вернуться)
8. «От возов всю ночь / Скрипит музыка». – поэт воспользовался образами и стилем народных загадок: ср. загадку
про телегу со снопами ржи «Скрыпит скрыпица — едет царица...» (Садовников Д. Н. Загадки русского народа. М., 1960, № 1287). (
вернуться)
9. «На гумнах везде, /Как князья, скирды/ Широко сидят, /Подняв головы» – в загадках среднерусских краев
повсеместно скирды уподоблены князьям (Садовников Д. Н. Загадки русского народа. М., 1960, № 1311 и др.). (
вернуться)
10. В 1838 году друг В. Г. Белинского, художник К. А. Горбунов (1815–1893 rr.), нарисовал акварельный портрет
Кольцова. Снимок с этого портрета, отличавшегося, по словам Белинского, поразительным сходством, был приложен
к изданию 1846 года. По словам И. И. Панаева, портрет очень верно передает черты поэта; художник не сумел только схватить тонкого и умного
выражения глаз его.
Во Всероссийском музее А. С. Пушкина (Санкт-Петербург) хранится автокопия этого портрета, рисованная красками.
Портрет кисти К. А. Горбунова издан также в "Портретной галерее" А. Мюнстера (Литография в лист. СПб. 1869 г.); правда, лицо поэта сделано здесь более молодым, шуба
– более роскошной, чем в оригинале. Еще более молодым сделано лицо Кольцова на портрете, изданном в лист как и у А. Мюнстера, В. П. Водовозовой („Фотогравюра
С. Кульженки“. Кіев, 1904 г.); на лице Кольцова нет ни одной морщинки, глаза совсем потеряли задумчиво-грустный оттенок оригинала Горбунова. (
вернуться)