1. «Песня пахаря» – напечатано в газете «Молва» за 1835 г., № 11, стр. 171. Вошло в сб. 1835 г.
«Песня пахаря» – одна из самых популярных вещей Кольцова.
Стихотворение высоко оценивали критики революционно-демократического лагеря. Добролюбов причислял его к «лучшим пьесам» в сб. 1835 г. По словам критика, у Кольцова
во всем видно «живое, положительное направление»: это «забота о вещественных средствах жизни». Труд понимался поэтом как источник радости и
предмет всех забот крестьянина (см. Н. А. Добролюбов. Полн. собр. соч. в 6-ти томах, т. 1, М., 1934, с, 154–155).
Стихотворение знаменовало собой в творчестве Кольцова поворот к песне. С 1831 г. песня действительно начинает занимать
у него главенствующее место.
Стихотворение было широко известно в народе благодаря лубочным листам и школьным хрестоматиям.
«Песня пахаря» – это эпос, не потерявший эпического содержания, но ставший лирикой. Именно в древнем русском эпосе располагается его предтеча –
ратай (в народной поэзии: крестьянин-пахарь) Микула Селянинович, у Кольцова заговоривший:
Ну! тащися, сивка,
Пашней, десятиной...
«В целой русской литературе едва ли найдется что-либо даже издали подходящее к этой песне, производящее на душу столь могучее впечатление», –
писал о «Песне пахаря» в 1856 году Салтыков-Щедрин. (
вернуться)
2. Песня, начавшаяся с понукания сивки, заканчивается обращением, как и в былине о Микуле
Селяниновиче, к богу – в ней есть восхождение, строгая иерархия как выражение гармонического строя души. (
вернуться)
3. В 1838 году друг В. Г. Белинского, художник К. А. Горбунов (1815–1893 rr.), нарисовал акварельный портрет
Кольцова. Снимок с этого портрета, отличавшегося, по словам Белинского, поразительным сходством, был приложен
к изданию 1846 года. По словам И. И. Панаева, портрет очень верно передает черты поэта; художник не сумел только схватить тонкого и умного
выражения глаз его.
Во Всероссийском музее А. С. Пушкина (Санкт-Петербург) хранится автокопия этого портрета, рисованная красками.
Портрет кисти К. А. Горбунова издан также в "Портретной галерее" А. Мюнстера (Литография в лист. СПб. 1869 г.); правда, лицо поэта сделано здесь более молодым, шуба
– более роскошной, чем в оригинале. Еще более молодым сделано лицо Кольцова на портрете, изданном в лист как и у А. Мюнстера, В. П. Водовозовой („Фотогравюра
С. Кульженки“. Кіев, 1904 г.); на лице Кольцова нет ни одной морщинки, глаза совсем потеряли задумчиво-грустный оттенок оригинала Горбунова. (
вернуться)