Урок 95. Детективный рассказ А. Конан Дойла «Камень Мазарини»
Урок 96. Юмористический рассказ М. М. Зощенко «Галоша»
* Урок 97. Рассказ К. Г. Паустовского «Бег времени»[2]
Урок 98. Научно-фантастический рассказ Р. Брэдбери «Все лето в один день»
Михаил Михайлович Зощенко
(1894 – 1958)
УРОК 96
Юмористический рассказ
М. М. Зощенко «Галоша»
Задачи: обогатить представления учащихся о рассказе на примере
юмористического рассказа; дать начальные представления о юморе в литературном произведении.
Основные виды деятельности: чтение рассказа; беседа по вопросам учебника; создание рассказа о комической ситуации.
Термины: рассказ, юмористический рассказ, образ персонажа, образ события, образ предмета, заглавный образ.
Этапы урока
I. Вступительная беседа
об особенностях юмористических рассказов
и о юморе как виде несатирического комизма.
Этот этап урока, как и весь урок
в целом, необходимо наполнить яркими, выбранными из литературы или реальной жизни, примерами комических ситуаций.
Пятиклассникам уже знакомы такие жанровые разновидности юмористической литературы, как пародия и анекдот.
Приёмы создания комического эффекта хорошо проиллюстрируют комические афоризмы:
принадлежащие известным учёным, писателям (афоризмы М. Твена, А. П. Чехова, Козьмы Пруткова и др.);
комические переделки известных афоризмов, пословиц и поговорок, широко распространённые в современной журналистике
(например: «Одна голова — хорошо, а с телом — лучше»; «Пришёл, увидел, отойди — дай другим посмотреть» и т. п.).
II. Знакомство с отдельными фактами
жизни и творчества
М. М. Зощенко
и чтение фрагментов из его рассказов.
III. Чтение и анализ
рассказа «Галоша»
с использованием вопросов 1—5 учебника.
IV. Подготовка к выполнению
домашнего задания — написанию рассказа на основе жизненных впечатлений или рассказов, услышанных от других людей.
Примерные вопросы и задания:
1. В жизни каждого человека происходят (причём достаточно часто) комические ситуации. Вспомните, что чаще всего делает такие ситуации комическими.
2. Как часто вы встречаетесь с оговорками, неудачным построением фраз или их неуместным использованием в нашем повседневном общении?
Почему они обычно вызывают смех? Приведите примеры из школьной жизни.
3. Как вы думаете, каким должен быть рассказ о комической ситуации, чтобы он понравился слушателям, вызвал смех? Слышали ли вы известный
афоризм А. П. Чехова «Краткость — сестра таланта»? Почему при создании юмористических произведений авторы обычно выбирают малые по объёму
жанры и формы (рассказ, пародия, анекдот, комический афоризм)? Учтите чеховское «пожелание» при создании своего рассказа.
V. Домашнее задание:
написать небольшой рассказ с описанием комической ситуации.
Следующие уроки: * Урок 97. Рассказ К. Г. Паустовского «Бег времени» >>>
|