Юмористический рассказ М. М. Зощенко «Галоша»
Литература
 
 Главная
 
М. М. Зощенко.
Фото. 1923 г.
 
 
 
 
 
 
ЖАНР РАССКАЗА
В МИРОВОЙ ЛИТЕРАТУРЕ

4 ЧАСА
 
Уроки литературы в 5 классе[1]


Урок 95. Детективный рассказ А. Конан Дойла «Камень Мазарини»

Урок 96. Юмористический рассказ М. М. Зощенко «Галоша»

* Урок 97. Рассказ К. Г. Паустовского «Бег времени»[2]

Урок 98. Научно-фантастический рассказ Р. Брэдбери «Все лето в один день»

Михаил Михайлович Зощенко
(1894 – 1958)


УРОК 96
Юмористический рассказ
М. М. Зощенко «Галоша»

Задачи:
обогатить представления учащихся о рассказе на примере юмористического рассказа; дать начальные представления о юморе в литературном произведении.
Основные виды деятельности: чтение рассказа; беседа по вопросам учебника; создание рассказа о комической ситуации.
Термины: рассказ, юмористический рассказ, образ персонажа, образ события, образ предмета, заглавный образ.

Этапы урока

I. Вступительная беседа
об особенностях юмористических рассказов
и о юморе как виде несатирического комизма.


Этот этап урока, как и весь урок в целом, необходимо наполнить яркими, выбранными из литературы или реальной жизни, примерами комических ситуаций.

Пятиклассникам уже знакомы такие жанровые разновидности юмористической литературы, как пародия и анекдот.

Приёмы создания комического эффекта хорошо проиллюстрируют комические афоризмы:
принадлежащие известным учёным, писателям (афоризмы М. Твена, А. П. Чехова, Козьмы Пруткова и др.);
комические переделки известных афоризмов, пословиц и поговорок, широко распространённые в современной журналистике (например: «Одна голова — хорошо, а с телом — лучше»; «Пришёл, увидел, отойди — дай другим посмотреть» и т. п.).

II. Знакомство с отдельными фактами
жизни и творчества
М. М. Зощенко

и чтение фрагментов из его рассказов.

III. Чтение и анализ
рассказа «Галоша»

с использованием вопросов 1—5 учебника.

IV. Подготовка к выполнению
домашнего задания
— написанию рассказа на основе жизненных впечатлений или рассказов, услышанных от других людей.

Примерные вопросы и задания:

1. В жизни каждого человека происходят (причём достаточно часто) комические ситуации. Вспомните, что чаще всего делает такие ситуации комическими.
2. Как часто вы встречаетесь с оговорками, неудачным построением фраз или их неуместным использованием в нашем повседневном общении?
Почему они обычно вызывают смех? Приведите примеры из школьной жизни. 3. Как вы думаете, каким должен быть рассказ о комической ситуации, чтобы он понравился слушателям, вызвал смех? Слышали ли вы известный афоризм А. П. Чехова «Краткость — сестра таланта»? Почему при создании юмористических произведений авторы обычно выбирают малые по объёму жанры и формы (рассказ, пародия, анекдот, комический афоризм)? Учтите чеховское «пожелание» при создании своего рассказа.

V. Домашнее задание:

написать небольшой рассказ с описанием комической ситуации.

Следующие уроки: * Урок 97. Рассказ К. Г. Паустовского «Бег времени» >>>


1. Источник: Уроки литературы. 5 класс; под ред. В. Ф. Чертова. — М.: Просвещение. (вернуться)

2. Уроки, выделенные звёздочкой *, рассчитаны только на классы с углублённым изучением литературы.
В обычных классах отдельные материалы этих уроков и формы работы могут использоваться на основных уроках, реализующих базовый уровень. (вернуться)

 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
Главная страница
 
 
Яндекс.Метрика