Практикумы по литературе в 5 классе
Литература
 
 Главная
 
ПРАКТИКУМЫ
в 5 классе:

 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
ПРАКТИКУМЫ

5 класс[1]
 
АННОТАЦИЯ
1 ЧАС



УРОК 13
Аннотация (практикум)

Задачи:
о раскрыть основные признаки аннотации как речевого жанра; познакомить учащихся со структурой аннотации и речевыми средствами создания различных разновидностей аннотации; научить анализировать аннотации к тем или иным изданиям и извлекать из них необходимую для читателя информацию; подготовить школьников к написанию аннотаций в различных ситуациях общения.
Основные виды деятельности: чтение материалов учебника; анализ аннотаций как речевых произведений (основная цель, структура; разновидности аннотаций; речевые приемы её создания); развёртывание (дополнение) предложенного текста аннотации теми или иными смысловыми блоками (частями); написание аннотации с учётом ситуации общения.
Термины: аннотация, титульный лист, выходные данные книги, аннотируемое издание.

Этапы урока

I. Вступительное слово

позволяет учителю коротко сформулировать основные задачи урока, обозначить его практическую значимость, подчеркнуть роль аннотации в читательской деятельности школьников.

II. Проверка домашнего задания
и ознакомление школьников
с содержательной стороной аннотации.


В качестве домашнего задания, предваряющего изучение аннотации, можно предложить учащимся проанализировать тексты, расположенные на обороте титульного листа, и
ответить на вопросы:

1. Какие сведения (о чём? о ком?) содержатся здесь?
2. С какой целью подобные тексты помещаются в книге?
3. Кому они адресованы?

В процессе анализа домашнего задания и определения аннотации, данного в учебнике, учащихся необходимо подвести к выводу о том, что аннотации помогают читателю ориентироваться в содержании книги, статьи, журнала, учебника, так как содержат сведения о произведении, его авторе, а в ряде случаев и о его героях.

В связи с этим можно предложить учащимся проанализировать аннотации тех изданий, которые были подобраны в процессе выполнения домашнего задания, и подготовить
небольшое сообщение на тему
«Что я узнал из аннотации книги».


Важно научить школьников извлекать информацию из аннотации. В своём сообщении учащийся должен сказать примерно следующее:
«Я прочитал аннотацию книги…
Из неё я узнал, что автором её является известный (не известный мне) писатель (учёный, журналист).
Книга (учебник, статья) содержит сведения о … (представляет собой воспоминания …; повествует, рассказывает о…).
В аннотации говорится о том, что книга будет интересна (чем?), и я решил прочитать книгу.
После прочтения аннотации я понял, что книга мне не интересна, потому что…».

На этом этапе урока
учитель помогает школьникам дифференцировать понятия «аннотация» и «выходные данные».

К выходным данным относятся указание на место издания, название издательства и год выхода издания. Выходные данные оформляются другим шрифтом и предшествуют тексту аннотации.

III. Знакомство
с разновидностями аннотации


осуществляется в процессе самостоятельного чтения учащимися учебника.

Чтение учебника завершается выполнением задания, в основе которого лежит анализ аннотаций различных видов. С этой целью могут быть использованы материалы домашнего задания (тексты аннотаций, подобранных школьниками).

IV. Подготовка школьников
к написанию аннотации

предполагает ознакомление их со структурой и речевыми средствами оформления высказывания.

С этой целью анализируется таблица (см. ниже), помещённая в главе учебника, с помощью которой учащиеся осознают характер и роль различных смысловых частей аннотации и особенности их оформления (опорные речевые конструкции).

Важно подчеркнуть, что отбор смысловых частей и их последовательность определяются автором аннотации в зависимости от характера издания, особенностей читателей, которым она адресована. Кроме того, обратим внимание на то, что для написания аннотации автору необходимо хорошо знать содержание аннотируемого издания, проанализировать его особенности, иметь свой взгляд на то, какую пользу и кому оно может принести.

Основные трудности в написании аннотации заключаются в том, чтобы коротко сказать самое главное о книге (статье, учебнике), суметь заинтересовать читателя, привлечь его внимание к содержанию аннотируемого издания.

V. Обучение самостоятельному
написанию аннотации

складывается из следующих этапов:

анализ аннотаций с целью определения количества используемых в них смысловых блоков и особенностей их оформления (особое внимание следует обратить на нестандартные конструкции, используемые автором, определить их роль в тексте);

распространение (дополнение) готовых текстов теми или иными смысловыми блоками;

трансформация текста аннотации с учётом ситуации общения: текст данной аннотации изменить так, чтобы он был адресован младшим школьникам, родителям; чтобы книгой заинтересовались учащиеся вашего класса и др.

Примеры заданий, направленных на формирование умения писать аннотацию, содержатся в материалах учебника. Предлагая их учащимся, необходимо руководствоваться следующими положениями:

анализ и написание аннотаций должны стимулировать читательскую деятельность школьников, способствовать развитию у них умений, связанных с осознанием содержания текста, его жанровых и стилистических особенностей;
текст аннотации, как и любой текст, ориентирован на определённую ситуацию общения, что предполагает осознание учащимися основных компонентов коммуникативной (речевой) ситуации (кто пишет аннотацию? для кого? зачем, с какой целью? где и как будет реализована аннотация?);
работа над аннотацией должна вестись систематически, при изучении литературных произведений, в процессе организации внеклассного чтения.

VI. Домашнее задание:

выполнить одно из заданий учебника.

Следующие уроки: Урок 14. Древнерусские летописи >>>




ТАБЛИЦА
Смысловые части аннотации и особенности их оформления
Основные смысловые части
Опорные конструкции
Общая характеристика книги (статьи, сборника)
В книге собраны...
В книгу вошли...
В сборник включены...
В учебнике изложена...
Весёлая повесть известного писателя о...
Краткая характеристика содержания
Острый динамичный сюжет, информативность, насыщенность, глубокое проникновение во внутренний мир героев отличает эту повесть...
Автор знакомит читателей с...
В книге представлены (содержатся)...
В книге даётся общее понятие...
Пособие представляет собой...
Книга занимает особое место...
Указание на читательский адрес
Книга адресована...
Адресуется...
Книга представляет интерес для...
Девочкам и мальчикам!
Издание рассчитано на широкий круг читателей...
Стремление заинтересовать читателя
Знакомство с новым романом не оставит равнодушным любителей (знатоков)...
Книга является первым учебным руководством по всему курсу...
Эта книга о том, что было скрыто от чужих глаз...
Открыв сегодня эту книгу, вы не сможете отложить её в сторону, не дочитав до конца...
Призыв прочитать книгу. совет познакомиться с книгой
Буду рад и признателен, ребята, если вы прочтёте эту маленькую книжку...
Если вы ещё не знакомы с...
Советуем прочитать...

(вернуться к уроку)

ЧТО ТАКОЕ АННОТАЦИЯ

Откройте любую книгу. На первой страничке вы увидите название этой книги, фамилию её автора или авторов. Эта страничка называется титульным листом. На обороте титульного листа приводятся, как правило, выходные данные книги, которые содержат следующие сведения: место издания, название издательства и год выпуска. Далее следует небольшой текст о содержании произведения. Это аннотация книги.

Аннотация (от латинского слова annotacio — примечание, пометка) — это краткое изложение содержания книги, статьи, рукописи. Аннотация содержит сведения об авторе, творческой истории произведения, о его жанре, структуре и других особенностях. В некоторые аннотации включена краткая оценка книги в целом и её героев.

Другими словами, аннотация — это текст о книгах, статьях, журналах и других изданиях, который помогает читателю познакомиться в самом общем виде с их содержанием.

О чём пишут в аннотации? Кому она адресована? С какой целью помещена в книге? Читаете ли вы подобные тексты, когда знакомитесь с книгой? Помогают ли они вам как читателям? Чем различается оформление выходных данных книги и текста аннотации?

КАКИЕ БЫВАЮТ АННОТАЦИИ

В зависимости от характера аннотируемого издания (книги, статьи), целей издателей и авторов, особенностей читательской аудитории выделяются следующие разновидности аннотации:

1) справочные, целью которых является только сообщение определённой информации;
2) рекомендательные, в которых кратко охарактеризовано произведение;
3) от издательства;
4) от автора;
5) от составителя.

Три последние разновидности аннотаций позволяют осуществить специальные цели: заинтересовать читателя, призвать его прочитать книгу, кратко рассказать об истории создания книги и подготовке её к печати.

Подберите примеры различных разновидностей аннотаций. Проанализируйте их особенности: как представлено содержание книги? Какие сведения об авторе и героях издания в них приведены? Содержится ли оценка произведения? В какой форме она дана?

КАК ПИСАТЬ АННОТАЦИЮ

Чтобы написать аннотацию, нужно знать, из каких основных частей она состоит. Кроме того, необходимо знать, какие средства языка (опорные конструкции) используются при написании аннотации (см. таблицу выше).

Таким образом, аннотация состоит из определённых смысловых частей, состав, расположение и последовательность которых определяется её автором в зависимости от характера издания, задач издательства, особенностей читателей, которым она адресована.

При написании аннотации используются как стандартные, так и нестандартные средства языка (конструкции, обороты).

Подберите аннотации различных изданий. Какие стандартные и нестандартные конструкции в них использованы? Какую роль в оформлении аннотации играют нестандартные конструкции?
(вернуться к уроку)

ОБРАЗ ВРЕМЕНИ ГОДА
В ЛИТЕРАТУРНОМ ПРОИЗВЕДЕНИИ
2 ЧАСА


Урок 35. Образ времени года в стихотворениях Ф. И. Тютчева и А. А. Фета

* Урок 36. Описание любимого времени года с использованием цитат[2]


УРОК 35
Образ времени года в стихотворениях
Ф. И. Тютчева и А. А. Фета.

Задачи:
обогатить представления учащихся о художественном образе и средствах его создания; показать различия в изображении статической и динамической картины природы.
Основные виды деятельности: устные пересказы статьи о писателе; выразительное чтение стихотворений (в том числе наизусть); анализ стихотворений; работа с иллюстрациями.
Термины: художественный образ, образ времени года, сравнение, метафора, олицетворение.

Этапы урока

I. Вступительное слово учителя

об образе времени года в литературном произведении (на материале статьи учебника).

Учащимся можно задать вопрос о том, в каких художественных произведениях, прочитанных ими в этом учебном году, представлен образ времени года.

Они, конечно же, помнят недавно изучавшуюся повесть Н. В. Гоголя «Ночь перед Рождеством», сказку Х. К. Андерсена «Снежная королева».

Дополнительные вопросы:

1. Из чего складывается в вашем представлении образ определённого времени года?
2. В каком случае мы можем говорить о художественном образе времени года?
3. Какие другие художественные образы в названных нами произведениях помогают создать образ зимы?

II. Подробные пересказы статей
о Ф. И. Тютчеве и А. А. Фете

(проверка домашнего задания).

III. Выразительное чтение
стихотворений Ф. И. Тютчева и А. А. Фета

и их анализ по вопросам и заданиям учебника, а также индивидуальному заданию 4, к которому специально готовятся отдельные учащиеся и которое предполагает обращение
к репродукции картины В. И. Сурикова «Взятие снежного городка».

Особое внимание обращается на следующие аспекты
анализа образа времени года
:

1. Какое время года представлено в произведении?
2. Какие образы позволяют зримо представить это время года?
3. Какие художественные приёмы используются для создания образа времени года?
4. В каком состоянии дана картина (в покое или движении, в статике или динамике)?
5. Какое место в этой картине отведено человеку?
6. Как в картине проявилось эмоциональное отношение автора (поэта) к определённому времени года?
7. Передалось ли вам это эмоциональное отношение?

IV. Выразительное чтение наизусть
стихотворений Ф. И. Тютчева и А. А. Фета.

V. Домашнее задание:


выполнить индивидуальные задания 1 или 3 учебника (возможно выполнение этих заданий в группах).



УРОК 36*[2]
Описание любимого времени года
с использованием цитат

Задачи:
закрепить навык использования в устной и письменной речи цитат из литературного произведения; обогатить представления учащихся о художественном образе и средствах его создания.
Основные виды деятельности: выразительное чтение стихотворений наизусть; беседа по вопросам учебника; письменная творческая работа.
Термины: художественный образ, образ времени года, цитата.

Этапы урока:

I. Целевая установка,
вступительное слово учителя

об образе времени года в художественной литературе
и об использовании художественных образов в нашей повседневной речи
(рассказах, описаниях, диалогах и т. д.).

Учащиеся с самого начала урока готовятся к выполнению письменной творческой работы.

II. Устные рассказы по иллюстрациям,
рисункам и фотографиям

(проверка выполнения домашнего задания).

Особенно важно, чтобы учащиеся могли объяснить, почему они выбрали то или иное цитатное заглавие.

III. Представление плана-проспекта
поэтического сборника
«Образ весны (лета) в русской поэзии»
,
чтение аннотации к сборнику и выразительное чтение отдельных стихотворений или фрагментов
(отчёт о выполнении индивидуального задания, готовившегося, возможно, группой учащихся).

IV. Подготовка к выполнение
творческой работы о любимом времени года:


1) выбор заглавия (может быть, в виде цитаты);
2) составление примерного плана письменной творческой работы;
3) подбор 2—3 цитат из стихотворений Ф. И. Тютчева и А. А. Фета;
4) работа с черновиком.

V. Выполнение письменной творческой работы.

VI. Домашнее задание:


1) прочитать статью об И. С. Тургеневе;

2) прочитать повесть «Муму» (это задание даётся заранее).

Индивидуальные задания: ответить на один из вопросов, помещённых после статьи о писателе.

Следующие уроки: Урок 37. Повесть И. С. Тургенева «Муму» >>>


ОБРАЗ ВРЕМЕНИ ГОДА
В ЛИТЕРАТУРНОМ ПРОИЗВЕДЕНИИ


Читая литературные произведения, вы часто пропускаете описания природы, предпочитая им описания событий. Однако при этом из вашего поля зрения уходят очень важные для понимания авторского замысла моменты.

Нарисованный в произведении образ времени года нередко имеет символический смысл. Уже в мифологии и фольклорных произведениях сложилась традиция изображать весну как олицетворение молодости, начала жизни («весны жизни»), а осень — как олицетворение старости, заката жизни («осени жизни»). Не случайно действие во многих произведениях литературы начинается весной — в пору ожидания перемен.

С каждым временем года связаны определённые природные явления, которые включаются в общую картину и придают ей особый смысл. Вспомните образ бури в стихотворениях А. С. Пушкина «Зимний вечер» и «Зимнее утро», образ метели в повести Н. В. Гоголя «Ночь перед Рождеством», образ грозы в стихотворении Ф. И. Тютчева «Весенняя гроза».

Продолжите ряд художественных образов, которые обычно используются для создания картины лета, делают её яркой и запоминающейся: солнечные лучи, гроза, радуга.

В изображении времени года особое место отводится и человеку, его будням (посев, сенокос, уборка урожая и др.) и праздникам (Рождество, Масленица, Ильин день, Крещение, Пасха и др.).

Образ времени года, как и любой другой художественный образ, может быть дан в динамике (движении) и статике (состоянии покоя, неизменности). Прочитайте помещённые ниже стихотворения Ф. И. Тютчева и А. А. Фета, и вы убедитесь в этом.
(вернуться к уроку)

 
В. Суриков. Взятие снежного городка. 1891
Холст, масло. 156 × 282 см.
Государственный Русский музей, Санкт-Петербург
 
В. Д. Поленов. Заросший пруд. 1879.
Холст, масло. 80 × 124,7 см.
Государственная Третьяковская галерея, Москва
 
 

ЗАГЛАВНЫЙ ОБРАЗ
В ЛИТЕРАТУРНОМ ПРОИЗВЕДЕНИИ

2 ЧАСА


Урок 43. Заглавный образ в литературном произведении

* Урок 44. Письменная характеристика заглавного образа с использованием цитат


УРОК 43
Практикум. Заглавный образ
в литературном произведении

Задачи:
дать начальное представление о заголовочном комплексе и заглавном образе литературного произведения; формировать навык анализа художественного образа (на примере заглавного образа).
Основные виды деятельности: работа с учебником; выполнение практических заданий учебника; самостоятельная работа с таблицей.
Термины: заголовочный комплекс, заглавный образ.

Этапы урока

I. Вступительное слово учителя

о заголовочном комплексе произведения, заглавном образе[3] и о том, почему так важно обратить внимание на все компоненты заголовочного комплекса.

II. Чтение фрагмента главы
«Что такое заглавный образ»

и выполнение задания, помещённого после этого раздела.

III. Чтение фрагмента главы
«Какие образы могут быть
вынесены в заглавие»

и выполнение задания, помещённого после этого раздела (заполнение таблицы).

На данном этапе урока закрепляются знания учащихся о видах художественных образов, полученные на уроках в первом полугодии (материал вступительной главы «Литература как искусство слова»).

IV. Выполнение заданий учебника,
помещённых в конце раздела «Заглавный образ литературного произведения», поможет расширить представления учащихся о заглавии литературного произведения как сильной позиции текста, одном из основных средств выражения авторской позиции, отношения автора к изображаемому.

Здесь же прозвучат необычные названия произведений, содержащие вопросы и восклицания (проверка домашнего задания).

Учитель может привести другие примеры литературных произведений, в заглавии которых звучат утверждение, побуждение к действию, просьба (стихотворение К. М. Симонова «Жди меня») или прямая оценка изображаемого, данная, например, в форме наречия (поэма В. В. Маяковского «Хорошо»).

V. Чтение фрагмента главы
«Как охарактеризовать заглавный образ»


и выполнение задания, помещённого в конце этого раздела (устные рассказы об одном из заглавных образов ранее изученных литературных произведений).

Данное задание может быть использовано и в последующем, при анализе рассказов
Л. Н. Толстого «Кавказский пленник»,
А. П. Чехова «Мальчики»,
А. П. Платонова «Неизвестный цветок» и др.

VI. Домашнее задание:

1) перечитать раздел «Заглавный образ литературного произведения»;

2) выполнить задание 3, помещённое после этого раздела.



УРОК 44
Письменная характеристика
заглавного образа
с использованием цитат

Задачи:
закрепить начальное представление о заглавном образе литературного произведения; формировать навык письменного рассказа о художественном образе (на примере заглавного образа); развивать навыки цитирования художественного текста.
Основные виды деятельности: самостоятельная письменная работа.
Термины: заглавный образ, цитата.

Этапы урока

I. Подготовка к написанию
самостоятельной работы,
характеристики заглавного образа.


Учащиеся дома выбирают литературное произведение для данной работы (повесть И. С. Тургенева «Муму»).

В хорошо подготовленном классе (или для отдельных учащихся) можно рекомендовать другое произведение (например, небольшой рассказ или стихотворение).

II. Выполнение письменной работы.

III. Домашнее задание:


прочитать первую главу рассказа Л. Н. Толстого «Кавказский пленник».

Следующие уроки: Урок 45. Рассказ Л. Н. Толстого «Кавказский пленник» >>>


ЧТО ТАКОЕ
ЗАГЛАВНЫЙ ОБРАЗ


На обложке книги, а также на титульном листе и непосредственно перед текстом произведения вы видите его название. Перед вами так называемый заголовочный комплекс, который включает в себя следующие сведения:

– имя автора (если это не сборник произведений разных авторов или фольклорных произведений);

– название произведения (возможно, но очень редко — с подзаголовком);

– указание на жанр произведения (не всегда на обложке, но очень часто перед текстом произведения или в самом заглавии).

Найдите в помещённых ниже заголовочных комплексах его компоненты[4]. Обратите внимание на то, какие компоненты отсутствуют.

  *****
Никита Кожемяка
Русская народная сказка

  *****
А. С. Пушкин
Сказка о царе Салтане, о сыне его славном и могучем богатыре князе Гвидоне Салтановиче и о прекрасной царевне Лебеди

  *****
Н. В. Гоголь
Майская ночь, или Утопленница
Повесть

  *****
Дж. Крюс
Тим Талер, или Проданный смех
Фантастическая повесть

Заглавный образ — это художественный образ, вынесенный автором в заглавие произведения. Выбор названия — долгий и порой мучительный процесс. Писатель часто меняет название в процессе создания литературного произведения. С одной стороны, заголовок открывает читателю путь в удивительный мир, рождённый фантазией и воображением, поэтому автору очень важно заинтересовать, привлечь внимание, вступить в диалог с читателем. С другой стороны, заголовок — это своеобразный ключ к произведению. После того как оно прочитано, нам нужно, продолжая диалог с автором, попытаться понять, почему выбрано именно такое, а не другое название.

Почему сказка А. Погорельского, главным героем которой является мальчик Алёша, названа «Чёрная курица, или Подземные жители»?
(вернуться к уроку)


КАКИЕ ОБРАЗЫ
МОГУТ БЫТЬ ВЫНЕСЕНЫ В ЗАГЛАВИЕ


Любой художественный образ, который с какой-то целью хотел особо выделить автор, может стать заглавным образом. Чаще всего им становится образ персонажа, одного (сказка X. К. Андерсена «Снежная королева», повесть И. В. Гоголя «Тарас Бульба») или нескольких (басня И. А. Крылова «Крестьянин и Работник», сказка Ю. К. Олеши «Три толстяка»), а также группы персонажей (рассказ А. П. Чехова «Мальчики», стихотворение Н. А. Некрасова «Крестьянские дети»).

Кроме того, в название произведения могут быть вынесены, например, образ события (стихотворение М. Ю. Лермонтова «Бородино», сказка С. Лагерлёф «Чудесное путешествие Нильса с дикими гусями»); образ времени года (стихотворение А. С. Пушкина «Осень», повесть Э. Н. Успенского «Зима в Простоквашино») или образ времени суток (стихотворение А. С. Пушкина «Зимний вечер», повесть Н. В. Гоголя «Ночь перед Рождеством»); образы растений, животных, явлений природы (стихотворение С. А. Есенина «Берёза», рассказ А. П. Чехова «Каштанка», стихотворение Ф. И. Тютчева «Весенняя гроза»); образы предметов (повесть Н. В. Гоголя «Пропавшая грамота», сказка X. К. Андерсена «Штопальная игла», сказка А. Н. Толстого «Золотой ключик, или Приключения Буратино»); образ пространства (стихотворение А. С. Пушкина «Зимняя дорога», повесть А. П. Чехова «Степь»).

В названиях некоторых произведений содержится весьма объёмная информация о его содержании, времени и месте действия. Своеобразным «рекордсменом» следует признать полное заглавие знакомого вам романа английского писателя Д. Дефо: «Жизнь и удивительные приключения Робинзона Крузо, моряка из Йорка, прожившего двадцать восемь лет в полном одиночестве на необитаемом острове у берегов Америки, куда он был выброшен кораблекрушением, во время которого весь экипаж корабля, кроме него, погиб, с изложением его неожиданного освобождения пиратами, написанные им самим».

Иногда уже в заглавии содержится авторская эмоциональная оценка того, что будет изображено в произведении. Правда, только прочитав книгу, вы сможете судить о том, действительно ли автор именно так относится к изображённым в произведении картинам, событиям, лицам (например, в рассказе А. И. Куприна «Чудесный доктор»), или в названии скрыта насмешка (например, в сказке X. К. Андерсена «Скверный мальчишка»).

Заполните таблицу, указав вид художественного образа, вынесенного в заглавие литературных произведений. Знаете ли вы авторов этих произведений? Читали ли вы эти книги?


ТАБЛИЦА
Вид художественного образа
Заглавие
Вид художественного образа
«Таинственный остров» Ж. Верна
образ пространства
«Attalea princeps» В. М. Гаршина
образ ....................
«Огниво» X. К. Андерсена
образ ....................
«Моби Дик» Г. Мелвилла
образ ....................
«Вредные советы» Г. Б. Остера
образ ....................
«Мери Поппинс» П. Трэверс
образ ....................
«Вечер накануне Ивана Купала» Н. В. Гоголя
образ ....................

(вернуться к уроку)


КАК ОХАРАКТЕРИЗОВАТЬ
ЗАГЛАВНЫЙ ОБРАЗ


Чтобы охарактеризовать заглавный образ, нужно ещё раз вспомнить или перечитать те фрагменты произведения, которые непосредственно связаны с этим образом, и подготовить небольшой рассказ о нём, используя следующий примерный план:

1. Какой образ вынесен в заглавие произведения? Определите вид этого образа.

2. Когда в тексте впервые появляется упоминание об этом образе? Каким было ваше первое впечатление?

3. Как часто встречается в последующем этот образ в произведении? Что нового мы узнаём о нём? Меняется ли наше первоначальное впечатление? Если да, то как?

4. Какие художественные приёмы используются для создания этого образа?

5. Какой самый яркий момент (эпизод, описание) в произведении связан с этим образом?

6. Сделайте вывод о том, почему автор выбрал именно такое заглавие для своего произведения.

Вопросы и задания

1. Как вы думаете, почему сказка А. Погорельского «Чёрная курица, или Подземные жители» имеет двойное название? Попробуйте убрать вторую часть названия. Что изменится в нашем восприятии произведения?
2. Приведите примеры необычных названий литературных произведений, в которых трудно выделить заглавный образ.
3. Охарактеризуйте заглавный образ повести И. В. Гоголя «Ночь перед Рождеством» или повести И. С. Тургенева «Муму», используя предложенный выше примерный план.
(вернуться к уроку)


 
ОТЗЫВ
О ЛИТЕРАТУРНОМ ПРОИЗВЕДЕНИИ

2 ЧАСА


Урок 65. Письменный отзыв о литературном произведении

* Урок 66. Анализ письменных отзывов о самостоятельно прочитанном произведении[2]


УРОК 65
Практикум. Письменный отзыв
о литературном произведении

Задачи:
раскрыть основные признаки отзыва как речевого жанра; познакомить учащихся с разновидностями отзыва и особенностями употребления в каждом из них языковых средств; подготовить учащихся к написанию отзыва о литературном произведении.
Основные виды деятельности: чтение и анализ материалов учебника; анализ различных разновидностей отзыва; анализ памятки «Как писать отзыв»; редактирование отзывов; самостоятельное написание отзыва о прочитанном произведении.
Термины: отзыв, письменный отзыв о прочитанном произведении.

Этапы урока

I. Вступительное слово учителя
содержит информацию о том,

когда и для чего пишутся отзывы о литературном произведении,
кому они могут быть адресованы,
какую роль играет отзыв в учебной деятельности школьников.

В связи с этим следует особо подчеркнуть,
что умение писать отзыв о литературном произведении
активизирует читательскую деятельность школьников,
позволяет более детально и доказательно высказать свою точку зрения по поводу прочитанного (или услышанного),
обоснованно возразить тому, кто придерживается других взглядов, занимает другую позицию в оценке содержания прочитанного.

II. Знакомство с разновидностями отзыва
проводится в ходе анализа материалов учебника,

в котором представлены отзыв-отклик, отзыв как эмоциональное высказывание по поводу прочитанного, письменный отзыв о литературном произведении, в содержании которого формулируются соответствующие тезисы
(«понравилось» — «не понравилось»;
«читать интересно» — «читать неинтересно»;
«трудно писать об этой книге»;
«с удовольствием читаешь эту книгу» и т. п.)
и приводятся аргументы для доказательства этих тезисов:
анализ фрагментов содержания книги, поступков героев, полюбившихся строк;
примеры того, как повлияла книга на читателя;
цитирование высказываний авторитетных людей о книге и её проблематике.

Особое внимание следует уделить разделу учебника, в котором говорится о том, какие задачи необходимо решить автору отзыва.

Изучение материалов практикума «Отзыв о литературном произведении» направлено на то, чтобы показать многообразие целевых установок отзыва, которые могут быть реализованы в том или ином объёме, в зависимости от обстоятельств и условий создания отзыва: дружеская беседа, разговор с близкими предполагает обмен мнениями, впечатлениями о прочитанном произведении, фильме, спектакле; учебное общение в классе позволяет в процессе создания отзыва поставить вопросы, актуальные для обсуждения в школьном коллективе.

Поразмышлять над проблемами, которые затронуты в произведении, повлиять на мысли и чувства тех, кто ещё не успел прочитать это произведение, можно в процессе общения с друзьями (письмо другу, брату, сестре) и в отзыве, с которым можно выступить на читательской конференции, который можно опубликовать в школьной газете или журнале, обсудить на форуме в Интернете.

III. Подготовка учащихся
к написанию отзыва
складывается из следующих этапов:


– анализ памятки «Как писать отзыв», в ходе которого следует особое внимание уделить подбору доказательств, подтверждающих оценку того или иного произведения;

– анализ отзывов о прочитанном произведении с целью выявления особенностей их структуры, уместности употребления в них эмоционально окрашенных и оценочных слов, передающих чувства и переживания читателя;

– редактирование отзывов: введение доказательств, подтверждающих ту или иную оценку произведения; замена неуместных или неточных языковых средств, передающих эмоциональные переживания читателя и т. п.;

– составление (написание) различных вариантов отзыва об одном и том же произведении (отзыв-отклик; отзыв как эмоциональное высказывание; письменный развёрнутый доказательный отзыв).

На этом этапе работы
используются материалы учебника,
отзывы, написанные учащимися до проведения практикума,
отзывы, которые публикуются в современных детских журналах.

В частности, могут быть прочитаны на уроке отзывы, написанные учащимися в процессе выполнения домашнего задания.

Вопросы:

1. Какой разновидности отзыва соответствует отзыв, написанный вами?
2. Соответствуют ли написанные вами отзывы тем требованиям, о которых говорилось на уроке?
3. Что нужно изменить в содержании вашего отзыва, чтобы он отвечал необходимым требованиям к высказываниям подобного рода?
4. Какие оценочные и эмоционально окрашенные слова являются уместными для вашего отзыва?
5. Какие доказательства необходимо ввести в содержание вашего отзыва? Почему?

IV. Домашнее задание:

1) подготовьте сообщение на тему «Аннотация и отзыв: общее и различное»;

2) напишите аннотацию и отзыв о литературном произведении, героями которого являются дети.



УРОК 66*
Практикум. Анализ письменных отзывов
о самостоятельно прочитанном произведении

Задачи:
проанализировать отзывы, написанные школьниками, с целью совершенствования умений создавать высказывания подобного характера[5].
Основные виды деятельности: анализ и редактирование самостоятельно созданных отзывов.
Термины: редактирование, речевые ошибки, текстовые ошибки.

Этапы урока

I. Во вступительном слове

учитель даёт общую характеристику проделанной школьниками работе,
оценивает её в целом,
обращает особое внимание на возможность совершенствования созданных учащимися высказываний, на необходимость улучшения их содержания в процессе редактирования текста.

II. Уточнение понятия «редактирование текста».

На этом этапе учитель раскрывает понятие «редактирование» в процессе толкования термина:
редактировать — проверять, исправлять текст с целью его совершенствования.

Для достижения поставленной цели необходимо неоднократно вдумчиво прочитать текст и выявить ошибки, допущенные при его создании.

III. Уточнение понятий «речевые ошибки»,
«текстовые ошибки».


Важно подчеркнуть, что при создании любого текста автор может допустить различного рода ошибки: орфографические и пунктуационные (устраняются в процессе актуализации правил, с помощью пособий справочного характера); речевые и текстовые.

Поясним, что речевые ошибки связаны с нарушением норм русского языка
(правильность, уместность, точность, выразительность, богатство).

К речевым относятся и стилистические ошибки, которые проявляются в нецелесообразном, неуместном применении языковых средств без учёта особенностей речевой ситуации, сферы общения.

Текстовые ошибки связаны с нарушением правил построения текста (композиционные ошибки) и оформления письменных высказываний (выделение абзацев).

Именно речевым и текстовым ошибкам следует уделить особое внимание: важно научить учащихся видеть ошибки подобного рода и показать им способы их устранения.

IV. Характеристика типичных ошибок,
которые проявляются при написании отзывов.


Как показывает опыт, при создании отзыва (и других письменных работ) пятиклассники, как правило, допускают следующие ошибки:

– нарушение логической структуры текста:

неумение членить текст на смысловые блоки и располагать их в логической последовательности;
отсутствие таких частей, как формулировка тезиса, основного положения отзыва;
отсутствие или неубедительность доказательств, необходимых для подтверждения того или иного положения;

– неумение целесообразно и уместно применять оценочные, эмоционально окрашенные слова, выразительные средства языка
(сравнения, эпитеты, метафоры и т. п.).

V. Анализ отзывов,
созданных школьниками.


Для этого распечатываются (или предъявляются каким-либо другим способом) тексты отзывов, для того чтобы школьники имели возможность их править (редактировать).

Приведём пример одного из возможных
вариантов подобной работы.


Для анализа предлагается следующий отзыв:

«Я люблю детективы, но я не читаю всё подряд. Одними из самых моих любимых авторов являются А. Иванов и А. Устинова. Они пишут так, что, когда читаешь эти книги, забываешь обо всём и не можешь оторваться. Тебе кажется, что ты в другом мире. Там происходят невероятные события.
Я, например, читаю книги, у которых общее название «Детективное агентство». Некоторые из этих книг называются: «Загадка ловких мошенников», «Загадка бронзового льва» и т. д.
Советую и вам почитать, это очень увлекательно» (Фёдор И.).

Учащимся предлагается
ответить на вопросы:


1. Можно ли назвать данный текст отзывом?
2. К какой разновидности отзывов он относится?
3. Какова основная мысль отзыва? Что в нём доказывается?
4. Убедителен ли автор в своих доказательствах?
5. Правильно ли оформлено содержание отзыва (деление текста на части, логичность их расположения)?
6. Удачно ли использованы средства выразительности, оценочные слова?

В ходе ответов на поставленные вопросы
учащиеся приходят к следующим выводам:

– Ученик написал действительно отзыв, так как он оценивает прочитанное произведение
(«одними из самых любимых авторов», «любимые авторы», «это очень увлекательно»),
описывает свои впечатления от прочитанного («когда читаешь эти книги, забываешь обо всём», «тебе кажется, что ты в другом мире»).

– Однако разновидность отзыва определить трудно:
для отзыва как эмоционального отклика не хватает выразительности, яркости, эмоций, а для доказательного отзыва — развёрнутых доказательств, поэтому основная мысль, основной тезис отзыва («советую и вам прочитать») звучит неубедительно.
Следовательно, в отзыв необходимо ввести ссылки на характер и поступки героев, описание необычных ситуаций, в которые они попадают, примеры их поведения в тех или иных ситуациях и т. п. («особенно интересны эпизоды, в которых…»; «автор всё время держит читателя в напряжении, пытается заинтриговать его, включая в повествование рассказ о…»; «эпизоды, в которых…»).

– Ученик не продумал структуру текста:
авторы детективов упомянуты в первой части отзыва, а названия произведений, общая рубрика, объединяющая серию, — в его заключительной части.
Следовательно, нужно расположить части в логической последовательности, продумать переходы от одной части к другой. После указания на то, какие авторы детективов являются для автора любимыми, можно сказать следующее: «Они написали целую серию книг под общим названием «Детективное агентство». Интересно, что в названии каждой книги из этой серии есть слово загадка: «Загадка ловких мошенников», «Загадка бронзового льва». И действительно, когда читаешь книги, то всё время разгадываешь какую-то загадку».

– И, наконец, можно посоветовать автору использовать более разнообразные выразительные средства при описании собственных впечатлений и переживаний.
С этой целью учитель может привести примеры удачно использованных выразительных средств из отзывов других школьников.

В ходе беседы с учащимися учитель демонстрирует основные направления анализа отзыва, раскрывает приёмы его редактирования и совершенствования.

VI. Домашнее задание:

1) доработать написанные отзывы с учётом замечаний, сделанных в ходе их проверки, и выводов, к которым пришли учащиеся в процессе урока;

2) прочитать статью об А. С. Грине;

3) ответить на вопросы, помещённые после статьи.

Следующие уроки: Урок 67. Повесть А. С. Грина «Алые паруса» >>>


КАК ПИСАТЬ ОТЗЫВ
(Статья из учебника)


Перед написанием отзыва вспомните и прочитайте те части и эпизоды книги, которые произвели на вас наибольшее впечатление. Постарайтесь понять, чем привлекли вас герои книги, почему запомнились те или иные эпизоды, каким образом содержание прочитанного повлияло на ваши взгляды, характер, отношение к чтению и т. д.

В ходе написания отзыва определите и сформулируйте основную мысль своего высказывания, в котором выразите вашу оценку прочитанного:

1) подберите доказательства, подтверждающие вашу оценку произведения (краткое изложение эпизода, описание поступка героя, диалог, цитата и т. д.);

2) помните, что отзыв не должен быть пересказом содержания прочитанного;

3) продумайте начало и концовку отзыва — в них должно проявиться единство замысла вашего высказывания; содержание концовки (заключения) должно быть связано со вступлением: важно подтвердить мысли, высказанные в начале отзыва;

4) подберите эмоционально окрашенные и оценочные слова, передающие ваши чувства и переживания;

5) следуйте нормам письменной речи.
(вернуться к уроку)


1. Источник: Уроки литературы. 5 класс; под ред. В. Ф. Чертова. — М.: Просвещение. (вернуться)

2. Уроки, выделенные звёздочкой *, рассчитаны только на классы с углублённым изучением литературы.
В обычных классах отдельные материалы этих уроков и формы работы могут использоваться на основных уроках, реализующих базовый уровень. (вернуться)

3. На данном уроке-практикуме, как и на других уроках этого типа, можно работать с учебником, последовательно переходя от раздела к разделу и выполняя задания, помещённые после каждого раздела. (вернуться)

4. Компоне́нт – составная часть чего-либо. (вернуться)

5. Урок может быть проведён после написания учащимися отзывов о прочитанном произведении и проверки их учителем. (вернуться)


 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
Главная страница
 
 
Яндекс.Метрика