Рассказ А. П. Платонова «Неизвестный цветок»
Литература
 
 Главная
 
А. П. Платонов.
Фото 1922 г.
 
 
 
 
 
 
 
РУССКАЯ ЛИТЕРАТУРА XX ВЕКА
 
АНДРЕЙ ПЛАТОНОВИЧ ПЛАТОНОВ
(1891 – 1951)

2 ЧАСА

5 класс[1]


Урок 72. Рассказ А. П. Платонова «Неизвестный цветок»

* Урок 73. Рассказ А. П. Платонова «Цветок на земле»[2]


УРОК 72
Рассказ А. П. Платонова
«Неизвестный цветок»

Задачи:
познакомить учащихся с отдельными фактами биографии (детством) А. П. Платонова и особенностями его творчества.
Основные виды деятельности: чтение вступительной статьи; комментированное чтение рассказа; беседа по вопросам учебника; выполнение практического задания.
Термины: сказка-быль, заглавный образ, символ, язык художественного произведения.

Этапы урока

I. Вступительное слово учителя
об А. П. Платонове и его произведениях,

в том числе о целом ряде специально написанных им для детей сказок, рассказов (некоторые из них, возможно, уже знакомы ребятам по урокам в начальной школе).

II. Чтение вступительной статьи
о писателе и ответы на вопросы, помещённые после статьи.

III. Комментированное чтение
и анализ рассказа «Неизвестный цветок»

с использованием материалов учебника,
комментариев после текста рассказа,
вопросов и заданий 1—4,
индивидуального задания 1, обращающего к смыслу жанрового подзаголовка «сказка-быль».

IV. Практическое задание,
выполняемое учащимися по выбору:


1) наблюдения над особенностями языка Платонова (задание 5 учебника, рубрика «Опыт исследования»);

2) творческая письменная работа (индивидуальное задание 2 учебника, рубрика «Для дискуссии»).

Отчёты о выполнении
первого практического задания могут быть заслушаны на этом уроке,
а творческие письменные работы проверены к следующему уроку.

V. Подведение итогов урока,
оценка работы учащихся.

VI. Домашнее задание:

прочитать рассказ А. П. Платонова «Цветок на земле».



УРОК 73*
Рассказ А. П. Платонова
«Цветок на земле»

Задачи:
расширить представления учащихся о своеобразии прозы А. П. Платонова; закрепить навыки устного ответа на вопрос с использованием цитат из художественного текста.
Основные виды деятельности: чтение рассказа; составление вопросов к рассказу; развёрнутый ответ на вопрос с использованием цитат.
Термины: рассказ, символ, язык художественного произведения.

Этапы урока

I. Вступительное слово учителя,

готовящее пятиклассников к чтению и обсуждению рассказа «Цветок на земле»:
общность тематики и идейно-эмоционального содержания этого рассказа и прочитанной ранее сказки-были «Неизвестный цветок».

II. Чтение и анализ рассказа
«Цветок на земле»
по вопросам,

которые в ходе урока (сразу после чтения) будет предложено составить самим учащимся.

Вопросы записываются в тетрадях.

При выполнении этого задания ребятам можно воспользоваться формулировками вопросов и заданий, помещённых в учебнике после рассказа «Неизвестный цветок» (или после любого другого произведения).

Наиболее интересные формулировки вопросов и заданий становятся основой работы с текстом рассказа, который, возможно, тоже знаком некоторым пятиклассникам по урокам в начальной школе.

Примерные вопросы и задания,
которые заранее подготовлены учителем:


1. Какое из событий, изображённых в рассказе, является центральным?
Докажите, используя примеры из текста.

2. От чьего имени ведётся повествование? Что вы можете сказать об образе рассказчика?

3. Перескажите эту историю от лица мальчика или от лица старика.
Что изменится в этой истории? С чем это связано?

4. Согласны ли вы с утверждением: «Мальчик рассуждает так, как уже многое повидавший на своём веку старик»?
Свой ответ аргументируйте.

III. Письменный ответ на вопрос
с использованием цитирования,

самостоятельная письменная работа, которая сдаётся для проверки в конце урока.

Вопросы могут быть предложены самими учащимися. Они не обязательно должны быть связаны только с содержанием прочитанного рассказа.

В качестве варианта возможно выполнение на уроке творческой работы (индивидуальное задание 2, рубрика «Опыт творчества»), обращающей пятиклассников к собственному опыту общения с природой.

Следующие уроки: Урок 74. Поэзия и проза как формы художественной речи >>>


1. Источник: Уроки литературы. 5 класс; под ред. В. Ф. Чертова. — М.: Просвещение. (вернуться)

2. Уроки, выделенные звёздочкой *, рассчитаны только на классы с углублённым изучением литературы.
В обычных классах отдельные материалы этих уроков и формы работы могут использоваться на основных уроках, реализующих базовый уровень. (вернуться)

 
Иллюстрация В. Горяевой к рассказу А. П. Платонова «Неизвестный цветок»
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
Главная страница
 
 
Яндекс.Метрика