Урок 2. Мифы об искусстве «Аполлон и музы», «Дедал и Икар», «Кипарис», «Орфей в подземном царстве»
* Урок 3. Художественный образ в мифе[2]
* Урок 4. Славянская мифология
УРОК 3
Художественный образ в мифе
Задачи: закрепить представления пятиклассников о художественном образе и средствах его создания на примере мифов; повторить и обобщить
имеющиеся у пятиклассников знания об эпических, лирических и драматических жанрах, их происхождении.
Основные виды деятельности: чтение вступительной главы; чтение
фрагментов мифов; ответы на вопросы учебника; устные рассказы по крылатым выражениям из греческой мифологии.
Термины: миф, эпитет, сравнение, гипербола, аллегория, символ, литературный род, эпос, лирика, драма, жанр.
Этапы урока
I. Проверка домашнего задания.
Рассказы учащихся о вариантах продолжения мифа об Орфее, не почитавшем бога Диониса, который в гневе
направил на Орфея менад («безумствующих»), своих постоянных спутниц,
растерзавших певца; о том, как вся природа оплакивала Орфея и как тень
Орфея спустилась в царство Аида, где певец вновь соединился со своей женой Эвридикой
(на материале энциклопедических изданий и книги Н. А. Куна «Легенды и сказания Древней Греции и Древнего Рима»).
II. Беседа о художественных образах
и средствах их создания в мифологии.
Её могут направить такие вопросы:
1. Вспомните миф о Кипарисе. Почему кипарис стал олицетворением печали, скорби? Что такое олицетворение? Какие другие художественные
приёмы используются в сказании о Кипарисе? Приведите примеры (эпитет «стройный», сравнение «как стрела»).
2. Почему так часто в мифологии используется приём превращения? Приведите примеры из известных вам мифов.
При ответе на этот вопрос пятиклассники должны увидеть связь между приёмом превращения и такими художественными приёмами, как сравнение,
метафора, олицетворение.
Здесь уместно сказать об одном из самых значительных памятников античной литературы — поэме древнеримского поэта
Овидия «Метаморфозы», представляющей своеобразную мифологическую энциклопедию, в которой изложено около 300 мифов, в том числе мифы о
Кипарисе, Нарциссе, Орфее и Эвридике.
В этой поэме приём превращения, метаморфозы (от греческого слова metamorphōsis — превращение), позволяет
поэту создать картину жизни как постоянного движения и превращения живых и неживых форм друг в друга. В основе приёмов сравнения, метафоры,
олицетворения (как вида метафоры) лежит характерное для мифологического
(и сказочного) мышления уподобление природного мира миру человеческому.
III. Чтение вступительной статьи учебника
(фрагмента о литературных родах и жанрах) и беседа по вопросам:
1. Найдите в сказании об Орфее фрагмент, в котором описано пение Орфея. О чём поет певец? Представлено ли в его песне повествование? О чём
повествует певец? Нашлось ли в его песне место выражению чувств, переживаний? Что всё-таки преобладает — повествование или переживание? Как вы
думаете, песня Орфея — это произведение эпическое или лирическое?
На данном этапе изучения курса литературы важно ещё раз показать учащимся, что в древности были тесно связаны не только разные литературные роды,
но и разные виды искусства (Орфей не только повествует, выражает свои чувства, но и сопровождает своё пение игрой на кифаре; боги пляшут под
звуки кифары Аполлона, участвуют в весёлом хороводе).
2. В каких прочитанных вами раньше произведениях русских и зарубежных писателей преобладает повествование, а в каких — выражение
чувств, переживаний автора? Приведите примеры эпических (сказки, повести, рассказы) и лирических (стихотворения) произведений.
В 5 классе учащиеся получают лишь начальные представления о видах (родах и жанрах) литературы. Различение произведений эпических и лирических жанров
не является самоцелью и осуществляется в процессе работы с конкретными художественными текстами, поэтому при изучении темы «Мифология» вполне
достаточно повторить и обобщить знания учащихся, полученные в начальной школе.
3. Какой литературный род связан с театром? Какие театральные постановки вы видели (комедии, пьесы-сказки)? Чем они отличаются от эпических произведений?
Что вам известно о древнегреческом театре? Какие мифологические персонажи стали героями древнегреческих трагедий?
Разговор об особенностях драматических произведений, функции списка действующих лиц, диалогов и монологов, а также авторских ремарок
ещё предстоит, и вновь следует предпочесть практическое освоение теоретическим рассуждениям.
Впрочем, на данном уроке может быть уместно краткое сообщение учителя о мифологических сюжетах в древнегреческом театре. Достаточно упомянуть,
например, о трагедии Эсхила «Прометей прикованный», с фрагментами которой учащимся предстоит
познакомиться в последующем (см. Герои в древнегреческих мифах. Прометей и Геракл. К уроку литературы в 6 классе).
IV. Отчёты о выполнении
творческой работы
(индивидуальное задание 4 учебника).
Подготовленные учащимися рассказы предпочтительнее заслушать и обсудить на уроке, отметив наиболее интересные по содержанию и удачные
по построению. Однако возможна проверка всех письменных работ и краткий их анализ на следующем уроке.
V. Домашнее задание:
подготовить устный рассказ об одном из богов или персонажей славянской мифологии (Перун, Велес, Даждьбог, Стрибог,
Купала, Масленица, Кострома и др.).
Индивидуальные задания:
выполнить индивидуальное задание 3 учебника.
Следующие уроки: Урок 4. Славянская мифология >>>
|