«Приключения Тома Сойера» М. Твена
Литература
 
 Главная
 
Марк Твен.
Фото 1896 г.
 
 
 
 
 
 
ОБРАЗЫ ДЕТЕЙ
В МИРОВОЙ ЛИТЕРАТУРЕ
 
6 ЧАСОВ

5 класс[1]


Урок 59. «Приключения Тома Сойера» М. Твена

Урок 60. Мир детства в повести

Урок 61. Урок внеклассного чтения по новелле О. Генри «Вождь краснокожих»

* Урок 62. Урок внеклассного чтения по произведениям о детях[2]

Урок 63. Рассказ А. П. Чехова «Мальчики»

* Урок 64. Резервный урок


УРОК 59
«Приключения Тома Сойера» М. Твена

Задачи:
познакомить учащихся с биографией М. Твена; расширить представления об образе персонажа и средствах его создания; обогатить сведения о средствах создания комического эффекта.
Основные виды деятельности: сообщения о биографии писателя; чтение первых глав повести; беседа по вопросам учебника.
Термины: образ персонажа, портрет, описание поступков, речевая характеристика.

Этапы урока

I. Вступительная беседа
об образах детей в мировой литературе,

в ходе которой используется вступительная статья, а также предшествующий читательский опыт пятиклассников:

1. Какие образы детей в произведениях русской и зарубежной литературы вам особенно запомнились? Какие из них были вынесены в заглавие литературного произведения?

2. Что такое автобиография? Какие автобиографические произведения вы читали?

3. Вспомните, какие известные вам литературные произведения были созданы писателями специально для своих детей или детей своих родственников.
(Русский писатель А. Погорельский написал сказку «Чёрная курица, или Подземные жители» для своего племянника Алёши (будущего писателя А. К. Толстого).
Английский математик и писатель Льюис Кэрролл сочинил известную сказку «Алиса в Стране Чудес» для дочерей своего коллеги и подарил одной из них — своей любимице Алисе, чьё имя он взял для главной героини сказки.
Русский поэт К. Д. Бальмонт цикл стихов «Фейные сказки» посвятил своей дочери Нине.)

II. Сообщения учащихся о М. Твене,
с использованием материалов статьи о писателе и дополнительных источников.

Учитель дополняет сообщения, говорит, в частности, об автобиографическом характере повестей о Томе Сойере и Гекльберри Финне, а также о происхождении псевдонима писателя (от англ. mark twain — мерка два, лоцманский термин, означавший уровень воды, достаточный для прохода судна).

III. Чтение и анализ первых глав
повести «Приключения Тома Сойера».


В ходе беседы возможно использование вопросов и заданий 2—5 учебника.

IV. Чтение по ролям фрагмента главы I
со слов «Летние вечера тянутся долго…» до слов «Франт побрёл прочь, отряхивая пыль с костюмчика, всхлипывая, сопя и обещая задать Тому как следует, “когда поймает его ещё раз”».

В завершение работы с текстом главы I подводятся итоги обсуждения вопроса об отношении автора к своим героям и описываемым событиям.

При этом используются и описания из главы II, которые учащиеся подбирают в качестве аргументов.

V. Домашнее задание:

1) прочитать главы VI и VII повести «Приключения Тома Сойера»;

2) подготовить пересказ одной из этих глав.

Индивидуальные задания: выполнить индивидуальные задания 1 или 3 учебника.



УРОК 60
Мир детства в повести
М. Твена «Приключения Тома Сойера»

Задачи:
развивать представления учащихся о средствах создания образа детства в повести; дать начальные представления об актуальности литературного произведения и отражении в нём основных жизненных конфликтов и проблем.
Основные виды деятельности: пересказ главы повести; чтение фрагментов; беседа по вопросам; работа с иллюстрациями.
Термины: образ персонажа, портрет, образ детства.

Этапы урока

I. Вступительное слово учителя

об изображении мира детства в повести М. Твена «Приключения Тома Сойера» и о средствах создания образа детства (портрет, описания поступков героев и их увлечений, предметов быта, диалоги, речевая характеристика).

II. Проверка домашнего задания,
пересказы глав VI и VII и их обсуждение.

III. Анализ мира детства в повести.

Примерные вопросы и задания:


1. Помните ли вы, какие «богатства» приобрёл Том после того, как он разрешил мальчикам «получить удовольствие» от покраски забора? Попробуйте перечислить их, не открывая книгу, а затем проверьте себя.
(«Подержанный бумажный змей», «дохлая крыса с веревочкой, чтобы удобней было вертеть», «двенадцать шариков, сломанная губная гармоника, осколок синего бутылочного стекла, чтобы глядеть сквозь него, пустая катушка, ключ, который ничего не отпирал, кусок мела, хрустальная пробка от графина, оловянный солдатик, пара головастиков, шесть хлопушек, одноглазый котёнок, медная дверная ручка, собачий ошейник без собаки, черенок от ножа, четыре куска апельсинной корки и старая оконная рама».)

2. Как перечисленные выше предметы помогают охарактеризовать мир детства? Какие предметы (безделушки, игрушки) составили бы счастье подружке Тома Сойера — Бекки Тэтчер? Проверьте свои предположения и прочитайте фрагменты VII главы повести, в которых говорится, в частности, об увлечениях и интересах Бекки. Мечтали ли вы о чём-нибудь подобном?

3. Какие общие интересы способствовали установлению дружеских отношений между Томом Сойером и Гекльберри Финном?

4. Вспомните, какие события непосредственно предшествовали первому описанию школьных будней Тома Сойера. Почему глава VI начинается с того, что в понедельник Тому приходит в голову мысль заболеть? Как часто у вас по понедельникам возникало подобное желание?

5. Как описаны в повести «Приключения Тома Сойера» отношения между детьми и взрослыми? Почему взрослые не понимают детей? Понимают ли взрослых дети? Как автор произведения относится к проблеме взаимоотношений между детьми и взрослыми? Отвечая на этот вопрос, учтите высказывания М. Твена, фрагмент которых помещён в комментариях к повести.

6. Кто из героев «Приключений Тома Сойера» вам больше всего понравился? Подготовьте небольшой рассказ о нём, используя фрагменты из текста повести (описания портрета, поступков героя, отдельные его реплики).

7. Как вы думаете, что изменилось в жизни обычных американских мальчишек и девчонок, живущих далеко от столицы, а что осталось таким же, как и в уже далёком от нас XIX веке?

IV. Заключительное слово учителя
о произведениях М. Твена, написанных для детей, о популярности героев писателя.

Повести о Томе Сойере и Гекльберри Финне начинаются со слова «Приключения…». Для тех, кто прочитал только самое начало повести «Приключения Тома Сойера», пока не совсем ясно, где же приключения. Чтобы узнать о том, какие интересные события произошли с мальчиками, нужно прочитать обе повести.

В заключение урока можно кратко пересказать или прочитать один из наиболее ярких фрагментов, например: Том и Гек ночью на кладбище (глава IX).

V. Домашнее задание:

1) прочитать новеллу О. Генри «Вождь краснокожих»;

2) объяснить смысл её названия.

Следующие уроки: Урок 61. Урок внеклассного чтения по новелле О. Генри «Вождь краснокожих» >>>


МАРК ТВЕН
(Mark Twain, 1835–1910)

(Статья из учебника)


Сэмюэль Ленгхорн Клеменс, писавший под псевдонимом Марк Твен, вырос в далёком американском штате Миссури.

Будущий писатель рано, двенадцатилетним мальчиком, начал работать, чтобы помогать своей семье. Он плавал лоцманом по реке Миссисипи, искал золото на приисках в штатах Калифорния и Невада, был наборщиком в типографии. В основе многих его произведений лежат воспоминания о собственном детстве. В небольшом городке Ганнибал на берегу Миссисипи, где теперь установлен памятник двум самым известным героям Марка Твена – Тому Сойеру и Гекльберри Финну.

В своих произведениях Марк Твен высмеивает современное ему общество, охваченное жаждой быстрого обогащения. Он не случайно обращается к изображению мира детей, наполненного неподдельной искренностью в отношениях, фантазией и игрой. Этот мир представлен в «Приключениях Тома Сойера» (1876), небольшой исторической повести «Принц и нищий» (1882), книге «Жизнь на Миссисипи» (1883) и, наконец, в одном из лучших произведений американской литературы – «Приключениях Гекльберри Финна» (1884).

Марк Твен не писал специально для детей, однако именно истории о Томе Сойере и Гекльберри Финне, принце Эдуарде Уэльском и нищем Томе Кенти. а также истрический роман «Янки из Коннектикута при дворе короля Артура» (1889) стали подлинными вершинами его творчества, сделали имя псателя известным во всём мире.
(вернуться к уроку)


1. Источник: Уроки литературы. 5 класс; под ред. В. Ф. Чертова. — М.: Просвещение. (вернуться)

2. Уроки, выделенные звёздочкой *, рассчитаны только на классы с углублённым изучением литературы.
В обычных классах отдельные материалы этих уроков и формы работы могут использоваться на основных уроках, реализующих базовый уровень. (вернуться)

 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
Главная страница
 
 
Яндекс.Метрика