Уроки 28-29. Стихотворение М. Ю. Лермонтова «Бородино»
* Урок 30. Стихотворения М. Ю. Лермонтова «Поле Бородина», «Два великана»[2]
* УРОК 30
Стихотворения М. Ю. Лермонтова
«Поле Бородина», «Два великана»
Задачи: обогатить представления учащихся об образе исторического события и средствах его создания в литературном произведении; развивать
навыки выразительного чтения; дать начальное представление об авторском замысле и его реализации.
Основные виды деятельности: выразительное чтение стихотворений; анализ текста; беседа по вопросам.
Термины: образ события, авторский замысел, аллегория.
Этапы урока
I. Сообщения учащихся о Бородинском сражении
(на основе учебной и справочной литературы, а также с использованием фрагментов стихотворения М. Ю. Лермонтова «Бородино»).
II. Рассказ учителя об истории обращения поэта
к теме Отечественной войны 1812 года,
повторение сведений об истории создания стихотворения «Бородино», приведённых в комментариях к нему.
Первое обращение поэта к теме войны 1812 года — стихотворение
«Поле Бородина», написанное в 1830 году, когда Лермонтову было всего 16 лет и он учился в Московском университетском благородном пансионе. В
1837 году поэт, по сути дела, переписал его заново, сохранив отдельные фрагменты (например: «Ребята, не Москва ль за нами? / Умрёмте ж под
Москвой…» и др.). Так появилось стихотворение «Бородино».
Через два года поэт вновь обращается к теме борьбы русского народа с Наполеоном и пишет стихотворение «Два великана», в котором историческое событие предстаёт в
сказочно-аллегорической форме, как борьба двух великанов.
Пятиклассникам предлагается понаблюдать, как юный поэт подходил к реализации своего замысла в раннем стихотворении, чем отличается юношеское
стихотворение «День Бородина» от более позднего стихотворения «Бородино».
Кстати, подобные изменения, уточнения первоначального замысла вообще характерны для поэзии Лермонтова. В последующем учащиеся могут
обратиться, например, к сопоставлению стихотворений «Желанье» («Отворите мне темницу…») и «Узник».
III. Чтение и анализ стихотворения «Поле Бородина».
Примерные вопросы:
1. От чьего имени ведётся рассказ о Бородинской битве в этом стихотворении?
2. Чем отличается речь старого солдата в «Поле Бородина» от речи рассказчика в стихотворении «Бородино»?
3. В каком из этих стихотворений создаётся более мрачная картина боя?
4. Какие строки из «Поля Бородина» сохранились в стихотворении «Бородино»? Найдите их в тексте. Помните ли вы их наизусть?
5. Какая тема, не прозвучавшая в «Поле Бородина», становится в стихотворении «Бородино» одной из центральных, о чём свидетельствует повтор строк
«Да, были люди в наше время, / Не то, что нынешнее племя: / Богатыри — не вы!»?
IV. Чтение и анализ стихотворения «Два великана».
Примерные вопросы:
1. Как представлен образ уже известного вам исторического события в стихотворении «Два великана»?
2. С какой целью поэт сравнивает военные события 1812 года с битвой двух сказочных великанов?
3. Как нарисованы в стихотворении образы двух великанов? Что в стихотворении напоминает о реальных исторических лицах?
4. Какие строки стихотворения «Два великана» показались вам непонятными, нуждаются в комментариях?
Пятиклассникам нужно объяснить, почему великан «из далёких чуждых стран» назван «трёхнедельным удальцом» (Наполеон сделал головокружительную
военную карьеру и покорил всю Европу) и почему «упал он в дальнем море на неведомый гранит» (Наполеон провёл последние годы на
острове Святой Елены в Атлантическом океане).
V. Заключительное слово учителя
о теме Отечественной войны 1812 года в поэзии М. Ю. Лермонтова.
VI. Домашнее задание:
1) прочитать вступительную статью о Н. В. Гоголе;
2) выполнить задания 1 и 2, помещённые после статьи.
Следующие уроки: Урок 31. Повесть Н. В. Гоголя «Ночь перед Рождеством» >>>
|