Главная |
|
|
А. П. Чехов.
Фотография с дарств. надписью
М. Горькому. 1902 г. |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
ОБРАЗЫ ДЕТЕЙ В МИРОВОЙ ЛИТЕРАТУРЕ |
|
|
Урок 59. «Приключения Тома Сойера» М. Твена
Урок 60. Мир детства в повести
Урок 61. Урок внеклассного чтения по новелле О. Генри «Вождь краснокожих»
* Урок 62. Урок внеклассного чтения по произведениям о детях[2]
Урок 63. Рассказ А. П. Чехова «Мальчики»
* Урок 64. Резервный урок
АНТОН ПАВЛОВИЧ ЧЕХОВ
(1860-1904)
УРОК 63
Рассказ А. П. Чехова «Мальчики»
Задачи: познакомить учащихся с отдельными фактами биографии (детства) А. П. Чехова; закрепить навык устной характеристики
заглавного (собирательного) образа литературного произведения; дать начальное представление о юморе.
Основные виды деятельности: слово учителя о писателе; чтение рассказа; беседа по вопросам учебника; письменная творческая работа.
Термины: юмор, заглавный образ, собирательный образ.
Этапы урока
I. Вступительное слово учителя
о теме урока и о двух центральных образах, о которых пойдёт речь на уроках литературы в третьей четверти:
образе детства (образах детей)
и образе родины (в том числе малой родины).
II. Слово учителя об А. П. Чехове
с использованием материалов вступительной статьи, фрагменты которой могут быть прочитаны учащимися, и с
представлением фотографий родных мест писателя.
Возможно чтение фрагментов из ранних юмористических рассказов Чехова
(например, начало рассказа «Случай с классиком»).
На данном этапе урока
вводится понятие «юмор»,
выясняется, различают ли пятиклассники такие виды комического, как юмор и сатира,
на примере фрагмента рассказа «Случай с классиком» демонстрируются особенности
несатирического комизма (добродушный, прощающий человеку некоторые его слабости, не очень обидный смех).
III. Чтение и анализ
рассказа «Мальчики».
Рассказ[3] прочитают учащиеся. Учитель обратит их внимание на комментарии и сноски, в том числе,
например, на то, что главные герои рассказа — их ровесники.
Беседу по рассказу могут направить вопросы 1—5 учебника.
IV. Подготовка к написанию рассказа,
содержащего комические эпизоды, на основе личных впечатлений:
1. Вспомните один из комических эпизодов из вашей жизни или жизни ваших знакомых. Почему этот эпизод можно назвать комическим?
2. Попытайтесь рассказать об этом эпизоде, используя художественные приёмы, например: сравнения, эпитеты, гиперболы, «говорящие фамилии».
3. Прочитайте этот рассказ. Обратите внимание на реакцию слушателей. Как вы думаете, показался ли смешным ваш рассказ одноклассникам?
Легко ли написать смешной рассказ?
V. Домашнее задание:
написать рассказ о смешном случае из жизни и озаглавить его.
Урок 64.
Резервный урок
Следующие уроки: Урок 65. Практикум. Отзыв о литературном произведении >>>
|
|
АНТОН ПАВЛОВИЧ ЧЕХОВ
(1860–1904)
(Статья из учебника)
С произведениями Антона Павловича Чехова вы уже знакомились в начальной школе. Самые известные рассказы писателя, вошедшие в круг детского чтения, — это, конечно же,
«Ванька», «Мальчики», «Каштанка». Вам ещё только предстоит открыть мир Чехова, прочитать его ранние юмористические рассказы, поздние повести и рассказы, а также
знаменитые чеховские пьесы «Дядя Ваня», «Чайка», «Три сестры» и «Вишнёвый сад», которые до сих пор ставятся в театрах не только нашей страны, но и всего мира.
Антон Павлович Чехов родился в Таганроге. Внук крепостного, сын неудачливого мелкого торговца, он с детских лет стремился к независимости и многое сделал для того,
чтобы изменить свою жизнь. Он серьёзно занимался самообразованием, много работал. После разорения отца и бегства его от долговой тюрьмы в Москву в 1876 году
шестнадцатилетний Антон, ещё гимназист, остался с братом Иваном в Таганроге, зарабатывал частными уроками и даже помогал семье материально. К этому периоду относятся
и первые литературные опыты Чехова, а также его попытки опубликовать свои произведения.
Таганрог, родина писателя, был небольшим портовым городом на берегу Азовского моря. Здесь начиная со времен Петра Первого шла бойкая торговля с Грецией, Италией,
другими странами. Это был богатый купеческий город. Во второй половине XIX века залив обмелел, тяжёлые суда уже не могли подходить к причалам, и товары пошли в обход.
«В гимназии Антоша никак не выделялся... На выпускных экзаменах получил по математике тройку и то, как вспоминают, „по большинству голосов". На аттестате зрелости
отмечалась старательность ученика и его дисциплинированность... Оценки в аттестате были пёстрые — три пятёрки (Закон Божий, география, немецкий язык), три четвёрки
(русский язык и словесность, логика, история) и четыре тройки (латинский язык, греческий язык, математика, физика)» (Г. П.
Бердников[4]).
В 1879—1884 годах Чехов учился на медицинском факультете Московского университета, причём весьма успешно. По окончании университета он некоторое время работал врачом
в Воскресенске (ныне — Истра), Звенигороде (врачебной практикой он активно занимался до середины 90-х годов). Будучи ещё студентом, он фактически взял на себя заботу
о семье, жившей преимущественно на его литературные заработки. В московском юмористическом журнале «Осколки» и петербургском еженедельнике «Стрекоза», а потом и во
многих других периодических изданиях появляются его юморески, рассказы, пародии, сценки, подписанные разными псевдонимами (всего их было около 50, самый известный —
Антоша Чехонте). В 1884 году выходит первый сборник рассказов А. Чехонте «Сказки Мельпомены». Очень скоро Чехов становится популярным писателем. Один за другим выходят
сборники его рассказов и повестей, во многих театрах страны ставятся его пьесы.
Уже в молодости у Чехова обнаружился туберкулёз (эта болезнь тогда была неизлечимой). Тем не менее писатель продолжал много работать, а в 1890 году удивил своих друзей
и близких неожиданным решением. Он отправился в путешествие на Сахалин, чтобы принять участие в переписи населения. Эта поездка была весьма напряжённой и
продолжительной. В апреле Чехов уехал поездом до Ярославля, оттуда пароходами по Волге и Каме, поездом до Екатеринбурга, а далее на лошадях через всю Сибирь. В июле
он прибыл на Сахалин. Обратно Чехов возвращался через Гонконг, Сингапур, Индииский океан, Суэцкий канал, Константинополь в Одессу. Только в декабре он приехал в
Москву. В письме своему другу А. С. Суворину Чехов признавался: «Право, столько видел богатства и столько получил наслаждений, что и помереть теперь не страшно».
Чехов, с детства привыкший к постоянному труду, борьбе за выживание, был человеком деятельным и хозяйственным. Он много времени и сил отдавал общественной деятельности,
помогал голодающим в поволжских губерниях, участвовал в борьбе с эпидемией холеры, выделял средства на открытие сельских школ в Подмосковье. Он прочно наладил быт
в купленной им усадьбе Мелихово в Серпуховском уезде. В 1898 году Чехов приобрёл земельный участок в Аутке (близ Ялты) для постройки дома, в котором провёл последние
годы жизни, выезжая оттуда только на отдых за границу или по делам в Москву. Здесь, в Ялте, он разбил великолепный сад. «Мне кажется, что я, если бы не литература,
мог бы стать садовником», — писал он.
(вернуться к уроку)
|
|
1. Источник: Уроки литературы. 5 класс;
под ред. В. Ф. Чертова. — М.: Просвещение. ( вернуться)
2. Уроки, выделенные звёздочкой *, рассчитаны только
на классы с углублённым изучением литературы.
В обычных классах отдельные материалы этих уроков и формы работы могут использоваться на основных уроках, реализующих базовый уровень. ( вернуться)
3. Рассказ «Мальчики» — написан в 1887 году.
Это было время необычайной популярности в России произведений Томаса Майн Рида, Фенимора Купера, Жюля Верна, в которых воссоздавался мир, полный опасностей и
приключений, неожиданных открытий и удивительных подвигов. Мальчики младших гимназических классов увлекались индейской темой. Кроме того, тогда много говорили о
замечательных научных экспедициях, проводившихся русскими учёными, путешественниками.
Чехов написал специальную статью о русском географе Николае Михайловиче Пржевальском (1839—1888), в которой он утверждал: «Их личности — это живые документы,
указывающие обществу, что... есть ещё люди иного порядка, люди подвига, веры и ясно осознанной цели». Поездка самого Чехова на Сахалин — это своеобразная попытка
участия в этом общем поиске неизведанного. ( вернуться)
4. Бердников Георгий Петрович (1915 — 1996) — литературовед. ( вернуться)
|
|
|
|
|
|
|
|