Главная |
|
|
Портрет И. А. Бунина
работы Е. И. Буковецкого. 1900 г. |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
РУССКАЯ ЛИТЕРАТУРА XX ВЕКА |
|
ИВАН АЛЕКСЕЕВИЧ БУНИН
(1870-1953)
2 ЧАСА
5 класс[1] |
Урок 52. Стихотворения И. А. Бунина «Густой зеленый ельник у дороги...», «У птицы есть гнездо, у зверя есть нора...»
* Урок 53. Стихотворение И. А. Бунина «Няня»[2]
УРОК 52
Стихотворения И. А. Бунина
«Густой зеленый ельник у дороги...»,
«У птицы есть гнездо, у зверя есть нора...»
Задачи: познакомить учащихся с отдельными фактами биографии (детством) И. А. Бунина; закрепить навык объяснения художественной функции
слова в поэтическом тексте.
Основные виды деятельности: слово о писателе; чтение стихотворений; беседа по вопросам учебника.
Термины: лирическое стихотворение, сюжет, символ.
Этапы урока
I. Вступительное слово учителя
о новом разделе учебника «Русская литература XX века» и о первой главе этого раздела, посвящённой творчеству И. А. Бунина.
Важно подчеркнуть, что на уроках литературы мы читаем и анализируем художественные произведения, размещённые в учебнике преимущественно
в хронологической последовательности, однако нередко возвращаемся или забегаем вперёд, сопоставляем, объединяем произведения на
схожие темы или принадлежащие одному жанру (виду).
II. Рассказы об И. А. Бунине,
подготовленные учащимися
на основе материалов учебника и дополнительных источников.
Пятиклассники подробнее всего останавливаются на детстве писателя.
Учитель дополняет рассказы ребят краткой информацией о жизни Бунина в эмиграции. Здесь же ещё раз
стоит обратиться к значению слова «эмиграция» (об этом уже шла речь в краткой биографической справке об И. Северянине).
III. Краткие пересказы фрагментов
«Песни о Гайавате» Г. Лонгфелло
в переводе И. А. Бунина (глава «Пирога Гайаваты», «Эпилог»).
В курсе литературы особое место отведено фольклору, героическому эпосу, легендам и
сказаниям разных народов. Пятиклассники с интересом воспринимают этот материал, поэтому учитель может дополнить пересказы, подготовленные
учащимися (индивидуальное задание 2 после статьи о писателе).
Учащиеся отвечают на вопрос:
«Чем могло привлечь русского писателя произведение, посвящённое жизни вождя североамериканских индейцев?»
Не имея ещё достаточных знаний о жизни и творчестве Бунина, они могут выдвигать самые
неожиданные предположения, в том числе и не совсем далёкие от истины,
например: «Бунин был сам очень смелым человеком, любил охоту, опасности, поэтому и заинтересовался образом Гайаваты»; «Бунин тогда был ещё
очень молодым человеком, поэтому он интересовался подвигами и приключениями»; «Наверное, Бунин любил читать в детстве книги про североамериканских
индейцев и уже что-то слышал про Гайавату, вот и решил узнать о нём поподробнее».
IV. Чтение и анализ стихотворения
«Густой зелёный ельник у дороги…»
с использованием вопросов и заданий 1—7 учебника.
Стихотворение непосредственно связано с темой природы, которой много внимания уделяется на уроках литературы и в начальной школе, и в 5 классе.
Этот замечательный гимн красоте («…красоту от смерти уносил…») подготовит учащихся к более серьёзному разговору в старших классах о теме трагической
участи молодости, красоты и поэзии в творчестве писателя.
В процессе анализа стихотворения «Густой зелёный ельник у дороги…» закрепляются представления о лирике как роде литературы и об особенностях
сюжета в лирических стихотворениях.
Учащиеся могут привести примеры недавно прочитанных стихотворений («Край ты мой, родимый
край…» А. К. Толстого, «Запевка» И. Северянина), в которых нет описания событий.
Однако есть во второй части и другие примеры («Родная деревня» Н. М. Рубцова,
«Густой зелёный ельник у дороги…» И. А. Бунина), свидетельствующие о том, что применительно к лирическим произведениям тоже
можно говорить о сюжете. Правда, и в этих случаях описание событий всё равно подчинено главной задаче — передаче лирического настроения, переживания.
V. Чтение и анализ стихотворения
«У птицы есть гнездо, у зверя есть нора…»
с использованием вопросов и заданий 1—5 учебника.
Стихотворение создано поэтом в эмиграции. Отсюда и необычное решение темы родины, которое покажется пятиклассникам не совсем привычным, в особенности на
фоне уже прочитанных ими стихотворений И. С. Никитина «Русь», Н. М. Рубцова «Родная деревня».
Однако материалы вступительной статьи и небольшой исторический комментарий, помещённый после текста стихотворения, а также прочитанное ранее
стихотворение И. Северянина «Запевка», тоже созданное в эмиграции, помогут им оценить художественную картину,
нарисованную поэтом, находящимся вдали от родного дома (тогда им проще объяснить и смысл образа «чужого, наёмного дома»).
Нуждаются в пояснении начальные строки стихотворения, перекликающиеся со словами Иисуса Христа: «…лисицы имеют норы, и птицы небесные — гнёзда;
а Сын Человеческий не имеет, где приклонить голову» (Евангелие от Луки, 9, 58).
Впрочем, в 5 классе все смыслы, скрытые в данной аллюзии, вряд ли будут доступны учащимся. На ином, более высоком, уровне
тематика и проблематика этого произведения могут быть рассмотрены в выпускном классе.
VI. Чтение стихотворения И. А. Бунина
«Ещё и холоден и сыр…»
на форзаце учебника и сопоставление его с помещённой там же репродукцией известной картины К. А. Сомова «Зима. Каток».
Это стихотворение Бунина написано в 1901 году, в ранний период творчества (пятиклассникам важно
сказать, что создавалось оно не вдали от родины).
Картина Сомова принадлежит примерно к тому же историческому периоду, написана в 1915 году.
Очевидно (для профессионального взгляда, но не для пятиклассников) несовпадение двух стилевых манер: художника и поэта. Однако не менее очевидна
и близость, причём не только тематики и основного настроения произведений, но и в каком-то смысле — мироощущения. Таких светлых, чистых,
жизнеутверждающих картин, настроений и интонаций порою так недостаёт нашим школьникам.
VII. Домашнее задание:
выучить одно из стихотворений И. А. Бунина наизусть (по выбору учащихся).
Индивидуальные задания: выполнить индивидуальные задания 1—4 (по выбору учащихся).
|
|
УРОК 53*
Стихотворение И. А. Бунина «Няня»
Задачи: закрепить навык характеристики заглавного образа литературного произведения; работать над выразительностью чтения.
Основные виды деятельности: выразительное чтение наизусть стихотворений; отчёты о выполнении индивидуальных заданий; беседа по вопросам.
Термины: заглавный образ, образ персонажа, символ.
Этапы урока
I. Вступительное слово учителя
о задачах урока и о развитии традиций классической литературы в русской поэзии XX века.
II. Выразительное чтение наизусть
стихотворений И. А. Бунина
(по выбору учащихся).
III. Отчёты учащихся
о выполнении индивидуальных заданий 1—4 (вопросы повышенной сложности по стихотворениям «Густой зелёный ельник у
дороги…» и «У птицы есть гнездо, у зверя есть нора…»).
При обсуждении сообщений учащихся специально следует остановиться на значении слова «символ» и символе как художественном приёме. На
начальном этапе формирования представлений о символе достаточно сказать
о многозначности и сложности истолкования символа и о том, что символические образы широко представлены в искусстве разных народов.
Пример символа — заглавный образ в стихотворении И. А. Бунина «Солнечные часы», которое рекомендуется для внеклассного чтения.
Солнечные часы в стихотворении не только символ времени, но и символ вечной жизни, судьбы, совершенства мира.
Рассмотрение смысла названия стихотворения
«Густой зелёный ельник у дороги…»
(точнее, обсуждение вопроса о возможных причинах отказа поэта от первоначального заглавия «Олень») также связано с формированием
представлений о символе:
1. Образ оленя является действительно центральным в этом стихотворении. Только ли об олене это стихотворение?
2. Дополните предложение, выбрав подходящие словосочетания, приведённые в скобках:
«Олень в стихотворении И. А. Бунина «Густой зелёный
ельник у дороги…» — это символ… (красоты природы, силы, движения, радости жизни, трусости, мужества, стремительного движения, вечной борьбы
добра и зла)». Найдите в тексте стихотворения подтверждение правильности вашего выбора.
IV. Чтение и анализ стихотворения «Няня» ,
с использованием таких, например, вопросов и заданий:
1. Вспомните стихотворения А. С. Пушкина «Зимний вечер» и «Няне». Что в стихотворении Бунина напоминает вам о пушкинских картинах и образе пушкинской няни?
2. Найдите строки стихотворения, где нарисован портрет няни.
3. В стихотворении Бунина представлен диалог няни и героя. Как этот диалог характеризует его участников?
4. Что необычного вы заметили в речи няни? Знакомы ли вы со специальной частицей -с, прибавляемой к словам (словоерс)? В каких случаях она
использовалась в прошлом? Используется ли она сейчас?
Словоерс (-с, или раньше -съ) в XIX веке использовался в знак почтения к собеседнику (от слова «сударь»), в конце XIX века приобрёл дополнительное
значение демонстрации самоуничижения, а с XX века произносится преимущественно с иронией.
Пятиклассники могли заметить словоерсы в рассказах А. П. Чехова. В небольшом стихотворении Бунина «Няня» частица
«-с» используется семь раз, что явно свидетельствует о намеренном подчёркивании этой особенности речи няни.
5. Какое настроение преобладает в этом стихотворении? Как передать настроение няни и героя при чтении?
6. Сравните заглавия стихотворений А. С. Пушкина и И. А. Бунина, которые состоят из одного и того же слова, но в разной падежной форме. Чем
различаются эти заглавия по смыслу?
Пятиклассники должны вспомнить, что пушкинское стихотворение —
это послание, стихотворное письмо («Няне»), а в бунинском они могут увидеть картину встречи с няней после долгих лет разлуки («Няня»).
V. Заключительное слово учителя
об особенностях лирических произведений и о том, что разговор о лирике будет продолжен на уроках по
творчеству другого русского поэта XX века — С. А. Есенина, а также на специальных занятиях практикума «Поэзия и проза как формы художественной
речи».
VI. Домашнее задание:
прочитать статью о С. А. Есенине и ответить устно на вопросы, помещённые после статьи.
Следующие уроки: Урок 54. Стихотворения С. А. Есенина >>>
|
|
1. Источник: Уроки литературы. 5 класс;
под ред. В. Ф. Чертова. — М.: Просвещение. ( вернуться)
2. Уроки, выделенные звёздочкой *, рассчитаны только
на классы с углублённым изучением литературы.
В обычных классах отдельные материалы этих уроков и формы работы могут использоваться на основных уроках, реализующих базовый уровень. ( вернуться)
|
|
|
|
|
|
|
|