Художественный мир русской романтической поэзии. Литература-10
Литература
 
 Главная
 
Г. Р. Державин.
Гравюра К. Жуковского по оригиналу Тончи
 
Портрет В.А. Жуковского
работы П. Ф. Соколова. Конец 1820-х гг.
 
К. Н. Батюшков.
Карандашный рисунок О. Кипренского 1815 г. (Государственный литературный музей)
 
 
 
 
 
 
ИЗ ЛИТЕРАТУРЫ XIX ВЕКА
 
Художественный мир русской романтической поэзии

1 ЧАС

Уроки литературы в 10 классе[1]



УРОК 11*[2]
«Невыразимое подвластно ль выраженью?» [3]

Художественный мир русской романтической поэзии.
Подготовка к домашнему сочинению по лирике
Державина, Жуковского, Батюшкова


Цель урока-семинара
состоит в обобщении знаний о русской романтической поэзии начала XIX в. и совершенствовании умений создавать устные (доклады) и письменные (сочинения) высказывания на литературную тему.

Для подготовки к уроку учащимся заранее предлагается план семинарского занятия, включающий в себя систему индивидуальных и групповых вопросов и заданий.

План семинара

1. Национально-исторические особенности русского романтизма.


Отсутствие связи с буржуазными преобразованиями и реформами, «сосуществование» романтизма рядом с классицизмом и сентиментализмом, прогрессивная роль литературной журналистики, активная жизнь и деятельность литературных обществ.

2. Периодизация русского романтизма (1801—1815; 1816—1825; 1826—1840).

Психологическая, социальная и философская ветви русского романтизма.
Главные представители этих направлений: Жуковский, Батюшков; Рылеев и поэты-декабристы; Баратынский и поэты-любомудры.

3. Романтизм как художественный метод.

Неукоснительное требование свободы личности и творческой свободы.
Первенство духа перед плотью как стремление к совершенству человеческой природы.

4. Картина мира в творчестве поэтов-романтиков.

Обособление личности от земного мира. Господство духовного над материальным.
Субъективное и чувственное восприятие мира. Чувство неудовлетворенности несовершенством мира и жажда совершенства и красоты.
Романтическое двоемирие. Романтическая ирония.
Искусство — единственный посредник между человеком и Богом.

5. Особенности сюжета, героя, общества в романтическом произведении.

Система жанров и особенности стиля творчества романтиков.

6. Сущность реформы литературного языка в начале XIX в.

Споры о языке. Шишковисты и карамзинисты.

После изучения лирики Державина, Жуковского и Батюшкова можно предложить учащимся домашнее сочинение.

Следующие уроки: Уроки 12–31. Творчество А. С. Пушкина >>>


1. Источник: Литература. 10 класс. Беляева Н. В., Иллюминарская А. Е. — М.: Просвещение. (вернуться)

2. Уроки, обозначенные звездочкой, проводятся только при обучении на профильном уровне. (вернуться)

3. Жуковский В. А. Невыразимое // В. Жуковский. Стихотворения. — М., 1936. — С. 279. (вернуться)

 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
Главная страница
 
 
Яндекс.Метрика