Главная |
|
|
Г. Р. Державин.
Гравюра К. Жуковского по оригиналу Тончи |
|
|
Портрет В.А. Жуковского
работы П. Ф. Соколова. Конец 1820-х гг. |
|
|
К. Н. Батюшков.
Карандашный рисунок О. Кипренского 1815 г. (Государственный литературный музей) |
|
|
|
|
|
|
|
ИЗ ЛИТЕРАТУРЫ XIX ВЕКА |
|
Художественный мир русской романтической поэзии
1 ЧАС
Уроки литературы в 10 классе[1] |
УРОК 11*[2]
«Невыразимое подвластно ль выраженью?» [3]
Художественный мир русской романтической поэзии.
Подготовка к домашнему сочинению по лирике
Державина, Жуковского, Батюшкова
Цель урока-семинара
состоит в обобщении знаний о русской романтической поэзии начала XIX в. и совершенствовании умений создавать устные (доклады)
и письменные (сочинения) высказывания на литературную тему.
Для подготовки к уроку учащимся заранее предлагается план семинарского занятия, включающий в себя систему индивидуальных и групповых вопросов и заданий.
План семинара
1. Национально-исторические особенности русского романтизма.
Отсутствие связи с буржуазными преобразованиями и реформами, «сосуществование» романтизма рядом с классицизмом и сентиментализмом,
прогрессивная роль литературной журналистики, активная жизнь и деятельность литературных обществ.
2. Периодизация русского романтизма (1801—1815; 1816—1825; 1826—1840).
Психологическая, социальная и философская ветви русского романтизма.
Главные представители этих направлений: Жуковский, Батюшков; Рылеев и поэты-декабристы; Баратынский и поэты-любомудры.
3. Романтизм как художественный метод.
Неукоснительное требование свободы личности и творческой свободы.
Первенство духа перед плотью как стремление к совершенству человеческой природы.
4. Картина мира в творчестве поэтов-романтиков.
Обособление личности от земного мира. Господство духовного над материальным.
Субъективное и чувственное восприятие мира. Чувство неудовлетворенности несовершенством мира и жажда совершенства и красоты.
Романтическое двоемирие. Романтическая ирония.
Искусство — единственный посредник между человеком и Богом.
5. Особенности сюжета, героя, общества в романтическом произведении.
Система жанров и особенности стиля творчества романтиков.
6. Сущность реформы литературного языка в начале XIX в.
Споры о языке. Шишковисты и карамзинисты.
После изучения лирики Державина, Жуковского и Батюшкова можно предложить учащимся домашнее сочинение.
Следующие уроки: Уроки 12–31. Творчество А. С. Пушкина >>>
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|