Особенности работы на уроках литературы разных типов. Литература-10
Литература
 
 Главная
 
Г. Р. Державин.
Гравюра К. Жуковского по оригиналу Тончи
 
 
Портрет В.А. Жуковского
работы П. Ф. Соколова. Конец 1820-х гг.
 
 
К. Н. Батюшков.
Карандашный рисунок
О. Кипренского. 1815 г.
(Государственный литературный музей)
 
 
 
 
 
 
 
 
Особенности работы учителя
на уроках литературы разных типов
[1]



Особенности работы учителя
на уроках литературы разных типов


В 10 классе учащиеся приступают к изучению линейного историко-литературного курса.

Они должны получить все более возрастающий объем сложной литературной информации, поэтому появляется необходимость в увеличении количества уроков-лекций. Лекция — это форма ораторского искусства, подчиняющаяся определенным законам.

Для качественной лекции необходимы:

— индивидуальность и глубокие знания лектора, умение четко нести организованную информацию, личная заинтересованность лектора материалом;

— строгость композиции лекции, ведущая слушателей к самостоятельным выводам;

— живой литературный слог, свободное владение устной речью, так как лекция не диктант.

Школьная лекция отличается от вузовской, так как психологически даже старшие школьники не готовы слушать ее в течение целого урока. Поэтому после 25—30 минут получения словесной информации необходима перемена деятельности.

Лекционный материал может сопровождаться демонстрацией аудио- и видеоматериалов, чтением наизусть, сообщениями учащихся и т. п.

Для активизации познавательной деятельности старшеклассников на уроках-лекциях желательно предварительное знакомство учащихся с соответствующими статьями учебника и их сопоставление с информацией учителя. Заранее следует спланировать индивидуальные сообщения учащихся. На таком уроке целесообразно обучение составлению планов, тезисов, конспектов, обсуждение проблемных вопросов.

При подготовке уроков-семинаров важно учитывать уровень литературного развития класса, место и роль планируемого занятия в логике курса литературы. Семинары дают возможность для обобщения и углубления знаний по теме, раскрытия ведущих идей курса или раздела программы. Тема и проблематика семинара должны быть сообщены учащимся заранее (за 2—3 недели); в ходе подготовки к нему школьники изучают рекомендованную учителем обязательную и дополнительную литературу, составляют планы выступлений, конспекты научных статей, тематические рефераты, выполняют индивидуальные задания исследовательского характера.

При подготовке к семинару учитель может организовать консультации, включить отдельные вопросы в домашние задания. Семинарских занятий не должно быть много (4—6 в год), так как серьезная подготовка к ним требует длительного времени и определенных усилий и со стороны учителя, и стороны школьников.

На уроках-практикумах ведущей деятельностью станет углубленная исследовательская работа с текстом. Объем произведений для текстуального анализа на практических занятиях не должен быть большим (лирическое стихотворение, фрагмент прозы, явление драмы), но внимание к нему нужно усилить. В центре обсуждения должен находиться сам текст со своими неповторимыми особенностями, главный акцент направлен на выявление поэтики текста, определение специфики его содержания и смыслов, художественной формы, жанра, стиля. Учащиеся обращают внимание на фонетические, лексические, синтаксические, композиционные, изобразительно-выразительные особенности текста. При изучении лирики важно выявить особенности ритма, рифмы, строфики, слов в субъективно-авторском значении, заметить условность описаний, определить цветовые, звуковые, пространственные отношения в тексте. При анализе прозаического отрывка следует обратить внимание на особенности языка и авторского стиля, сюжет и композицию, систему образов, авторскую позицию, подтекст и др. Об идее, главном смысле текста следует говорить в конце обсуждения, так как, если идея текста ясна сразу, становится ненужным анализ содержания и формы. На уроках-практикумах оптимальна работа в группах, когда школьники делятся своими наблюдениями исследовательского характера, обсуждают мнения одноклассников, делают выводы и обобщения.

Однако основным типом урока литературы в 10 классе остается урок-беседа. В старших классах уместна беседа проблемного характера. Вопросы для нее должны быть достаточно высокой степени сложности и не предполагать односложного ответа. Беседа обязательно включает в себя текст художественного произведения, т. е. на уроке должны звучать цитаты, школьники будут комментировать детали, авторские оценки.

Учителю важно удержать беседу на уровне анализа текста, не дать ей вылиться в общие рассуждения бытового характера, уйти к отвлеченной морализации. Живой, ненатянутой беседе помогают элементы импровизации: учитель может отреагировать на чье-либо мнение новым вопросом, замечанием, объяснением своей позиции.

В беседе эвристического характера ученики не просто участвуют в разговоре, а защищают свое мнение, аргументируют свою точку зрения. Язык беседы не должен быть перегружен терминологической лексикой, но нельзя и снизить литературоведческий уровень разговора, для чего следует использовать специальные слова и понятия: сюжет, конфликт, композиция, ремарка и пр.

Особое место занимают в курсе 10 класса уроки внеклассного чтения. Их цель — расширение читательского кругозора, выработка умения применять знания, полученные на уроках, в новой учебной ситуации. Содержание уроков внеклассного чтения в 10 классе целесообразно связать с основным курсом.

Именно на уроках внеклассного чтения уместны приемы, применяемые во внеклассной работе по литературе: инсценирование, театрализация, концертные номера, элементы конференций, диспуты и пр. Уроки внеклассного чтения не предполагают углубленной работы с текстом, их стержень — выявление читательских впечатлений и развитие самостоятельности суждений и оценок. В 10 классе в форме уроков внеклассного чтения можно изучить предлагаемые программой произведения литературы народов России и зарубежной литературы, а также некоторые тексты, обозначенные в образовательном стандарте по литературе курсивом.

В 10 классе должно быть окончательно сформировано умение школьников создавать письменные высказывания, поэтому необходимы уроки обучения сочинениям. Письменная работа как форма итогового контроля необходима в конце изучения творчества каждого писателя, но 4—6 сочинений в учебном году нужно сделать классными, так как режим работы на таких уроках позволяет школьникам потренироваться в написании сочинения на выпускных и конкурсных экзаменах, подготовиться к выполнению части С Единого государственного экзамена по литературе.

В конце каждого полугодия можно организовать уроки-зачеты в форме устных или письменных работ контрольного характера, тестирований, коллоквиумов, смотров знаний и т. п.

На элективных занятиях по литературе возможно изучение курсов «Фольклор и литература» и «На подступах к риторике» (автор В. Я. Коровина) и др.

Первые уроки: Уроки 1-2. Введение >>>


 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
Главная страница
 
 
Яндекс.Метрика