Главная |
|
|
А. А. Фет.
Фото А. И. Деньера. 1860-е гг. |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
ИЗ ЛИТЕРАТУРЫ XIX ВЕКА |
|
АФАНАСИЙ АФАНАСЬЕВИЧ ФЕТ
(1820 – 1892)
5 ЧАСОВ
10 класс[1] |
Уроки 63–64*. А. А. Фет. Жизнь и творчество. Жизнеутверждающее начало в лирике природы[2]
Урок 65*. Размышления о поэтическом даре в лирике Фета
Урок 66. Любовная лирика Фета и ее утонченно чувственный психологизм
Урок 67*.Сопоставительный анализ стихов Тютчева и Фета
УРОКИ 63-64*
«Только песне нужна красота, / Красоте же и песен не надо» [3]
А. А. Фет. Жизнь и творчество.
Жизнеутверждающее начало в лирике природы.
Философия красоты. «Еще майская ночь»,
«Это утро, радость эта...», «Летний вечер тих и ясен...»,
«Я пришел к тебе с приветом...», «Заря прощается с землею...» и др.
Начать урок можно с литературной композиции,
включающей в себя факты биографии Фета и чтение его стихов, изученных в начальной и основной школе и прочитанных самостоятельно.
Это «Весенний дождь», «Чудная картина...», «Кот поет, глаза прищуря...», «Печальная береза...»,
«Я пришел к тебе с приветом...»,
«Уснуло озеро...», «Буря», «Ель рукавом мне тропинку завесила...», «Опять незримые усилья...», «Вечер»,
«Учись у них — у дуба, у березы...»,
«Облаком волнистым...», «Зреет рожь над жаркой нивой...», «Скрип шагов вдоль улиц белых...» и др.
Чтение стихов должно привести школьников к осмыслению вопроса:
в чем своеобразие изображения природы в лирике Фета?
Погружение в поэтический мир Фета должно помочь им обобщить свои прежние впечатления и знания о его поэзии и попытаться сформулировать,
что в его лирике является отличительным признаком, дает возможность не спутать его стихи с другими. Это фрагментарность, импрессионизм в
изображении внешнего мира и целостность мира ощущений, мира духовного, внутреннего; неожиданность метафор и сравнений; недоговоренность,
дающая возможность читателю самому пережить радость общения с поэзией, природой и красотой.
Основные сведения из биографии поэта
1. Дитя любви.
2. «Как называются все страдания, все горести моей жизни... имя им Фет...».
3. Немецкий пансион. Московский университет.
4. Вернуть свои законные права. Военная служба.
5. «Лирическая дерзость» «толстого офицера».
6. Трагический отблеск несчастной любви.
7. Первый сборник (1850).
8. Петербург. Дружба с виднейшими литераторами эпохи. «Современник».
9. Женитьба, отставка, Москва.
10. «Художественная безыдейность» поэзии Фета. Разрыв с «Современником».
11. Фет-помещик. Социальная публицистика.
12. «Вернуть Фету наследственные права за заслуги на поэтическом поприще».
13. Страдания последних дней.
Проблемный вопрос урока
В чем философский смысл восприятия Фетом мира как красоты?
В центре урока — чтение и обучение интерпретации философских стихов Фета, посвященных жизни природы:
«Еще майская ночь» (1857), «Это утро, радость эта...» (1881), «Летний вечер тих и ясен...» (1847),
«Я пришел к тебе с приветом...» (1843),
«Заря прощается с землею...» (1858).
Обучение интерпретации стихотворений
«Еще майская ночь» и «Это утро, радость эта...»,
включенных в образовательный стандарт по литературе (профильный уровень), должно подготовить десятиклассников к самостоятельному осмыслению других стихов.
Вопросы и задания к
стихотворению «Еще майская ночь»
1. Какую литературную ассоциацию вызывает у читателя название этого стихотворения? Почему оно называется не «Майская ночь», а «Еще майская ночь»?
2. Каким настроением проникнуто стихотворение? Меняется ли настроение по ходу текста?
3. Какой поэтический смысл придают тексту восклицательные интонации первой строфы?
4. За что поэт благодарит «родной полночный край»? Только ли за подаренную ему природой чудесную ночь?
5. Каким мы видим автора стихотворения? Какие чувства он испытывает и почему? В чем двойственность его восприятия мира?
6. Какие краски и звуки создают картину майской ночи? Подтвердите свои мысли примерами.
7. Почему она вызывает у поэта не только любовь, но и тревогу?
8. Почему он сравнивает молодую листву берез с убором невесты? Какие противоречивые состояния души при этом выявляются?
9. Какое состояние души передают слова и выражения: «тревога и любовь», «томить», «с песней», «невольной», «последней»? В чем необычность этого состояния?
10. В чем драматизм в изображении чувства в последней строфе? Что побуждает поэта воспеть майскую ночь? Почему эта песня «невольная» и, может быть,
«последняя»?
Вопросы и задания
к стихотворению «Это утро, радость эта...»
1. Какие предметные реалии рисуют картину весны?
2. Какие краски, звуки, запахи, характерные для весны, замечает поэт?
3. Определите характер художественного времени стихотворения. Какой период времени оно охватывает и какой смысл при этом выявляется?
4. Каким чувством проникнуто стихотворение? В чем состояние природы созвучно состоянию человека? Почему поэт переживает «ночь без сна»?
5. Тютчев видел в природе загадку, скрытый дневным покровом хаос. А Фет?
6. Какой характер придают стихотворению его «безглагольность» и многочисленные анафоры?
7. Какие еще изобразительно-выразительные средства используются для создания поэтических образов природы и внутреннего состояния человека?
Работу с другими стихотворениями
можно организовать в группах,
предложив им вопросы и задания для коллективных и индивидуальных самостоятельных наблюдений.
Группа 1. «Я пришел к тебе с приветом...».
1. Как вы думаете, кому поэт хочет рассказать о своих впечатлениях?
2. Докажите, что на первом плане стихотворения не картины природы, а чувства человека.
3. Проследите динамику чувств поэта. Почему от реалий природы его чувства устремляются к творчеству?
4. Индивидуальное задание. Как изменяется пространственно-временная организация текста? Какой художественный смысл выявляется при ее исследовании?
Группа 2. «Летний вечер тих и ясен...».
1. Какие предметные реалии летнего вечера выхватывает взгляд поэта? Характерны ли они для летнего вечера?
2. Какие краски и звуки рисуют картину вечера?
3. Какое место занимает в природной гармонии человек? Докажите его присутствие в стихотворении.
4. Индивидуальное задание. Как расширяется пространство текста и какой поэтический смысл при этом выявляется?
Группа 3. «Заря прощается с землею...».
1. О какой «двойной жизни» говорит поэт в последнем четверостишии?
2. Какие образы-символы есть в стихотворении?
3. Найдите изобразительно-выразительные средства, использованные поэтом, и определите их художественную роль в стихотворении.
4. Как картины природы в преддверии захода солнца могут быть связаны с человеческой жизнью?
В заключительной части урока
можно прослушать сообщения учащихся об исследовании традиций лирики Фета в русской поэзии XX в., подготовленные в режиме индивидуальных опережающих заданий.
Задания для самостоятельного
сопоставительного анализа
1. Сопоставьте стихотворения Фета «На стоге сена ночью южной...» и А. Тарковского «Посредине мира». Как каждый из поэтов решает проблему взаимоотношений
Человека и Мира? Как в стихотворениях отразился вселенский масштаб человеческих мыслей и чувств?
2. Сопоставьте стихотворения «Только встречу улыбку твою...» Фета и «Не верю в красоту земную...» В. Ходасевича. В чем спор поэтов о сущности красоты?
3. Сопоставьте стихотворения «Ласточки» («Природы праздный соглядатай...») Фета и «Смутно дышащими листьями...» О. Мандельштама. Как в этих
стихотворениях отразилась импрессионистская манера обоих поэтов?
Итоговый вопрос урока.
Что характерно для поэтического стиля Фета?
Итог уроков.
Фет — мастер словесного изображения тончайших состояний в душе человека.
Природа важна для него не сама по себе, а как источник красоты, рождающей ответные движения к прекрасному в человеческой душе. Его стихи
наполнены философским смыслом, в них человеческая жизнь соотнесена с вечной жизнью и обновлением природы.
Метафоричность, повышенная эмоциональность и необычный синтаксис поэзии Фета помогают ему в создании уникальных образов, рисующих сложную духовную жизнь
человека.
|
|
УРОК 65*
«Как мы живем, так мы поем и славим, /И так живем, что нам нельзя не петь!» [4]
Размышления о поэтическом даре в лирике Фета.
«Как беден наш язык!..»,
«Одним толчком согнать ладью живую...».
Исследователи поэзии Фета обычно не выделяют тему поэтического вдохновения как отдельное направление его лирики, потому что его мысли и чувства,
посвященные поэтическому слову, созвучны общей теме его стихов — теме красоты мира.
Поэтический дар — это проявление гармонии бытия, которой нет в обычной жизни. Поэзия как бы растворена в лучших проявлениях жизни — в созерцании
и осмыслении картин природы, в постижении тонких чувств любви.
Однако в творчестве Фета можно выделить целый ряд стихотворений, где тема поэтического дара оказывается ведущей.
Поэтому урок следует начать
с «погружения» в стихи Фета, где он размышляет о своем даре певца. Ведь известно, что он как бы жил двойной жизнью, не допуская в свою
поэтическую лабораторию несовершенств и дисгармонии обыденной жизни.
«Песня... зреет» уже в его ранней лирике. Таково написанное гекзаметром «Друг мой, бессильны слова, — одни поцелуи всесильны...» (1842),
творение двадцатидвухлетнего поэта, где он уподобляет акт творчества проявлениям нежности, любви. Таковы созданные в этом же году
«Стихом моим незвучным и упорным...», «Поверьте мне: с надеждой тайной...» и лирическая миниатюра «Поделись живыми снами...» (1847).
Образ музы появляется в его лирике 1850-х гг.: «Муза» («Не в сумрачный чертог наяды говорливой...», 1854), «Музе» («Надолго ли опять мой
угол посетила...», 1857).
Образ поэта, бессильного передать словами проявления красоты и любви, присутствует и в зрелой лирике Фета. Это «Кому венец: богине ль красоты...» (1865),
«Музе» («Пришла и села. Счастлив и тревожен...», 1882), «Как богат я в безумных стихах!..» (1887). Оправдывая высокое предназначение певца красоты,
рождается полемическое стихотворение «Муза» («Ты хочешь проклинать, рыдая и стеня...», 1887), в котором звучит отповедь хулителям «чистого искусства».
И в лирике последних лет, например в стихотворении «За горами, песками, морями...» (1891), Фет ставит поэзию в один ряд с красотой и любовью, видя
в ней естественное проявление гармонии жизни.
Часть перечисленных стихов может прозвучать на уроке в исполнении учителя и учащихся. Другие стихотворения, в которых создан
образ певца, могут быть предложены школьникам для самостоятельных исследований по лирике Фета, например:
— эволюция образа Музы;
— поэзия как часть красоты мира;
— любовь как стимул к поэтическому творчеству;
— бедность слова в выражении богатства проявлений жизни.
В центре урока — обучение интерпретации стихотворений
«Как беден наш язык!..» (1887) и «Одним толчком согнать ладью живую...» (1887).
Вопросы и задания
к стихотворению «Как беден наш язык!..»
1. О чем сожалеет автор стихотворения? Почему человеческий язык оказывается бессильным передать то, «что буйствует в груди»?
2. Как двухчастная композиция стихотворения помогает понять его смысл?
3. В чем общность этого стихотворения Фета со стихотворением Тютчева «Silentium!»? Как в первой строфе отражается романтическая традиция?
4. Что поэт называет «ложью роковою»?
5. Чем, по мнению автора, поэт отличается от любого другого носителя языка?
6. Почему в одном ряду для поэта стоят «и темный бред души, и трав неясный запах»? О каких двух мирах идет здесь речь?
7. Какой смысл проясняет появляющийся в финале мифологический образ Юпитерова («Зевесова») орла? Дайте к этим строкам историко-культурный комментарий.
8. Индивидуальное задание. Сопоставьте стихотворения «Как беден наш язык!..» Фета и «Невыразимое» Жуковского.
В чем внутренняя полемика этих текстов?
Вопросы и задания
к стихотворению «Одним толчком согнать ладью живую...»
1. Разделите стихотворение на смысловые части и попытайтесь прокомментировать ключевые образы и мысли каждой части.
2. О каких способностях избранного певца говорится в стихотворении?
3. Докажите, что удел поэта — понимать язык природы и любви. Приведите из текста примеры, подтверждающие ваши мысли.
4. Попытайтесь прокомментировать подтекст ключевых образов и картин. Какой символический смысл заключен в стихотворении?
Итог урока.
Размышления Фета о поэтическом даре созвучны его философии красоты. Искусство необходимо для того, чтобы запечатлеть мгновения красоты.
Эта трудная миссия предназначена для божественных избранников — поэтов.
Для Фета нет препятствий в словесном выражении красоты, но чувства всегда сильнее обычных слов. Поэтому для выражения невыразимого нужны зримые и
конкретные образы, музыкальность звукового строя поэтической речи, зоркий взгляд поэта на мир, умение проникать в тонкие состояния души. Лирику Фета
только условно можно разделить на отдельные темы: и природа, и любовь, и красота переплетаются в ней, а стихи создаются всем существом поэта,
и его переживаниями, и органами чувств, и мыслью, и словесным выражением. Однако в стихах Фета воссоздан идеальный мир, а не конкретные проявления
его собственной биографии, поэтому и лирический герой ему не нужен, он слит с самим поэтом.
Следующие уроки: Урок 66. Любовная лирика Фета и ее утонченно чувственный психологизм >>>
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|