Рассказ И. А. Бунина «Подснежник». Уроки литературы в 7 классе
Литература для школьников
 
 Главная
 
Портрет И.А.Бунина работы художника В.И.Россинского, 1915
 
 
 
 
 
 
 
 
ИЗ ЛИТЕРАТУРЫ XX ВЕКА
 
ИВАН АЛЕКСЕЕВИЧ БУНИН
(1870-1953)

2 ЧАСА

Уроки литературы в 7 классе[1]

В представленном поурочном планировании намечена примерная последовательность работы по формированию у семиклассников представлений о сюжете в литературе, а также по развитию навыков создания устных и письменных высказываний на материале литературных произведений.

Урок 62. Рассказ И. А. Бунина «Подснежник»

* Урок 63. Смысл названия рассказа[2]


УРОК 62
Рассказ И. А. Бунина «Подснежник»

Задачи:
познакомить учащихся с отдельными фактами биографии и творчества И. А. Бунина; сопоставить историческую основу и сюжет рассказа «Подснежник».
Основные виды деятельности: чтение статьи учебника; чтение фрагментов рассказа; беседа по вопросам учебника; работа с иллюстрацией.
Термины: протосюжет, сюжет.

Этапы урока

I. Вступительное слово учителя

о задачах урока, посвящённого жизни и творчеству И. А. Бунина, сопоставлению реальной основы, протосюжета и сюжета его рассказа «Подснежник», созданного в период эмиграции.

II. Устные сообщения учащихся
о биографии и творчестве И. А. Бунина (до эмиграции)
,
подготовленные на основе статьи учебника и дополнительных источников.

III. Чтение фрагмента из книги
В. Н. Муромцевой-Буниной «Жизнь Бунина»
,
помещённого в учебнике (учитель может прочитать и другие фрагменты из этой книги, посвящённые детству будущего писателя).

IV. Чтение и анализ фрагментов
рассказа И. А. Бунина «Подснежник»

с использованием вопросов и заданий 1—8 учебника.

V. Работа с репродукцией
картины Б. М. Кустодиева «Московский трактир»
,
сопоставление произведения изобразительного искусства и описания трактира в литературном произведении.

Примерные вопросы и задания:

1. Какое впечатление произвело на вас описание трактира в рассказе «Подснежник»? Что, на ваш взгляд, особенно сильно повлияло на общее состояние главного героя рассказа и его ощущение счастья, которое он испытывал, сидя с отцом в грязном трактире, наполненном орущими и много пьющими мужиками?

Как в этом описании проявилась позиция автора, его отношение к той картине, которую он рисует?

2. Что необычного в изображении трактира вы можете отметить на картине художника Б. М. Кустодиева (см. ниже), чьи произведения вам хорошо знакомы по обложкам учебников для 5 и 6 классов, чьё творчество целиком посвящено России, русскому быту, русским типам? Обратите внимание на то, что это не провинциальный, а московский трактир, что на картине изображён обычный, а не праздничный день.

3. Расскажите о том, что вы видите на картине Б. М. Кустодиева, используя лексику из описания трактира в рассказе «Подснежник».
Помогло ли вам бунинское описание трактира в подготовке рассказа по картине «Московский трактир»? Сделайте вывод о том, как относится художник к тому, что он изображает.

VI. Заключительное слово учителя
об особенностях изображения русской жизни и русских людей в рассказе И. А. Бунина «Подснежник».

VII. Домашнее задание:

выполнить задания 6, 7 и 8 учебника.

Индивидуальные задания:

1) подготовить устное сообщение о биографии и творчестве И. А. Бунина (в эмиграции);

2) используя дополнительные источники, подготовить презентацию по одной из предложенных тем:
«Бунинские места России»,
«Бунинские места Франции»,
«Маршруты бунинских путешествий» (по выбору учащихся).

УРОК 63*
Смысл названия
рассказа И. А. Бунина «Подснежник»

Задачи:
повторить сведения о заглавном образе литературного произведения; закрепить навыки работы над сочинением о герое литературного произведения с выражением собственного отношения к нему.
Основные виды деятельности: устные сообщения учащихся; презентация иллюстративного материала; чтение фрагментов рассказов; работа в группах; письменный ответ на вопрос.
Термины: заглавный образ, символ.

Этапы урока

I. Проверка домашнего задания:


1) устные сообщения учащихся о биографии и творчестве И. А. Бунина (в эмиграции);

2) презентации на темы «Бунинские места России»,
«Бунинские места Франции»,
«Маршруты бунинских путешествий», подготовленные на основе дополнительной литературы и источников в Интернете (например, сайта «Бунинские места»).

II. Повторение сведений
о заглавном образе литературного произведения

можно провести по следующему плану:

1. Вспомните, что такое заглавный образ. Какие образы чаще всего выносятся в заглавие?

2. Приведите примеры литературных произведений, в заглавие которых вынесен образ растения, явления природы. Всегда ли заглавный образ становится главным героем произведения?

3. Что необычного в заглавии рассказа И. А. Бунина «Подснежник», посвящённого встрече мальчика с отцом? В чём смысл этого заглавия? Какие подсказки содержатся в тексте рассказа?

В чём символический смысл этого заглавия?

III. Письменный ответ на вопрос
по вариантам на основе индивидуальных заданий, помещённых в учебнике:

1. Как вы прокомментируете слова из книги В. Н. Муромцевой-Буниной «Жизнь Бунина»:
«Как часто отрицательные события в жизни оказываются полезными, особенно если они встречаются в жизни будущих писателей...»?
Только ли «в жизни будущих писателей» важны такие события?

2. Подготовьте подробную характеристику заглавного образа рассказа «Подснежник», используя полные и неполные цитаты.

3. Докажите, что в рассказе «Подснежник» с особой силой проявилась отмеченная при вручении писателю Нобелевской премии способность Бунина «необычайно выразительно и точно описывать реальную жизнь».

Данный этап урока может быть проведён и как работа в группах с последующим отчётом представителей групп о своей работе.

IV. Подведение итогов урока,
выводы об авторской позиции и способах её выражения в рассказе И. А. Бунина «Подснежник».

V. Домашнее задание:

прочитать статью учебника о жизни и творчестве А. И. Куприна и его рассказ «Куст сирени».

Индивидуальные задания:

выполнить задание 2, помещённое после статьи о писателе,
а также индивидуальные задания 1 и 4 (по выбору учащихся).

Следующие уроки: Урок 64. Рассказ А. И. Куприна «Куст сирени» >>>

Источник: Уроки литературы. 7 класс: пособие для учителей. Под редакцией В. Ф. Чертова. — М.: Просвещение, 2014


1. Источник: Уроки литературы. 7 класс: пособие для учителей общеобразовательных организаций / [В. Ф. Чертов, Л. А. Трубина, Н. А. Ипполитова, И. В. Мамонова]; под ред. В. Ф. Чертова. — 2-е изд., перераб. — М.: Просвещение, 2014. — 160 с.
Методическое пособие является частью учебно-методического комплекта по литературе, реализующего программу литературного образования, подготовленную авторским коллективом под руководством В. Ф. Чертова в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом основного общего образования.
В данном пособии представлены развёрнутые планы уроков литературы в 7 классе, в том числе для классов с углублённым изучением литературы, содержатся рекомендации по работе с учебником и организации самостоятельной читательской деятельности учащихся.
В нём намечена примерная последовательность работы по формированию у семиклассников представлений о сюжете в литературе, а также по развитию навыков создания устных и письменных высказываний на материале литературных произведений. (вернуться)

2. Уроки, выделенные звёздочкой *, рассчитаны только на классы с углублённым изучением литературы.
В обычных классах отдельные материалы этих уроков и формы работы могут использоваться на основных уроках, реализующих базовый уровень. (вернуться)

 
Б. М. Кустодиев. Московский трактир. 1916
Холст, масло. 99,3 × 129,3 см
Государственная Третьяковская галерея, Москва.
На картине изображено чаепитие ямщиков-старообрядцев в одном из московских трактиров
вернуться к уроку
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
Главная страница
 
Яндекс.Метрика