Роберт Льюис Стивенсон. «Вересковый мед». Подвиг героя. Уроки литературы в 5 классе
Литература
 
 Главная
 
Роберт Льюис Стивенсон.
Портрет работы Уильяма Блейка Ричмонда, 1887 г. Национальная портретная галерея, Лондон
 
Беспечные пикты. Худ. А. А. Харшак.
Иллюстрация к балладе Р. Л. Стивенсона «Вересковый мёд»
 
 
 
 
 
 
ИЗ ЗАРУБЕЖНОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
 
РОБЕРТ ЛЬЮИС СТИВЕНСОН
(1850 – 1894)

3 ЧАСА

Уроки литературы в 5 классе[1]


Урок 22. Роберт Льюис Стивенсон. «Вересковый мед». Подвиг героя

Урок 23. «Вересковый мед», «Остров сокровищ» и другие произведения Стивенсона


УРОК 22
Роберт Льюис Стивенсон.
«Вересковый мед».
Подвиг героя


Мы предлагаем прочитать и обсудить балладу Стивенсона «Вересковый мед», объединив ее чтение с чтением баллады Жуковского по жанровому принципу.

Разговор о других произведениях Стивенсона в конце первой четверти может подтолкнуть учеников к самостоятельному чтению этих произведений во время осенних каникул.

I. Артикуляционная разминка

II. Проверка домашнего задания

Фронтальный опрос


— Что такое баллада?
— Какие баллады Жуковского вы знаете?
— Какой народ и когда создал легенду о пловце, который бросился в море за сокровищами?
— Что погубило пловца в этой легенде?
— Какой поэт обработал эту историю и написал балладу «Водолаз»?
— Чем отличалась баллада Фридриха Шиллера от народной легенды?
— В чем особенность баллады Жуковского «Кубок»?
— Василий Андреевич Жуковский был глубоко религиозный человек. Он верил, что человек не должен дерзать раскрыть все тайны мира. Как вы понимаете следующие слова баллады?

И смертный пред Богом смирись:
И мыслью своей не желай дерзновенно
Знать тайны, им мудро от нас сокровенной...

— Как вы думаете, какую заповедь нарушил юноша, вторично бросившись в морскую пучину?
С религиозной точки зрения юноша возгордился, а гордыня в христианстве — тяжкий грех. Юноша решил, что если он один раз справился с пучиной, то сумеет сделать это и во второй раз. Если же исходить из положения, что на все Божья воля, то в первом случае он спасся Божьей милостью, а во второй — Бог наказал его за гордыню.

Выразительное чтение

Баллада «Вересковый мед» дана во второй части учебника (с. 182—186).

Балладу можно прочитать коллективно: каждый ученик поочередно читает по строфе.

III. Роберт Льюис Стивенсон.
«Вересковый мед». Подвиг героя


— Сегодня мы познакомимся с балладой, которую создал знаменитый английский поэт и писатель Роберт Льюис Стивенсон. Она называется «Вересковый мед».

— Обратите внимание на подзаголовок: «Шотландская баллада». О чем говорят вам эти слова?
Придем к выводу, что Стивенсон переработал произведение устного народного творчества.

Работаем со сносками:

— Что такое вереск?
— Где находится Шотландия?
— Если в классе есть карта, покажите Шотландию.
— Кто такие пикты? Когда они населяли территорию Шотландии?
— Когда скотты завоевали Шотландию, вытеснив пиктов?

Учитель объяснит, что слово Шотландия произошло от названия племени скоттов.

Читает балладу учитель.

Произведение производит сильное впечатление на детей, поэтому выдержим паузу, дадим им время, чтобы пережить и осмыслить это впечатление.

— О каких событиях рассказывается в балладе?
— О чем побуждает задуматься это произведение?
— Какие качества и поступки пиктов прославляются в балладе?
— Во имя чего герой баллады совершает свой подвиг?
— Почему мы называем это произведение балладой?

Выразительное чтение
баллады учащимися.

Домашнее задание


Подготовить выразительное чтение баллады «Вересковый мед» или отрывка из нее наизусть.

Индивидуальное задание

Подготовить рассказ о жизни Стивенсона.

Подготовить рассказ о произведениях Стивенсона «Остров сокровищ», «Черная стрела».

Следующие уроки: Урок 23. «Вересковый мед», «Остров сокровищ» и другие произведения Стивенсона >>>


1. Источник: Еремина О.А. Уроки литературы в 5 классе. — М. : Просвещение, 2008. (вернуться)

 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
Главная страница
 
 
Яндекс.Метрика