Урок 67. Повесть А. С. Грина «Алые паруса»
Урок 68. Образ Ассоль
Урок 69. Образ Грэя
Урок 70. Описание первой встречи героев
* Урок 71. Финал повести[2]
УРОК 67
Повесть А. С. Грина «Алые паруса»
Задачи: познакомить учащихся с биографией и творчеством А. С. Грина; подготовить к восприятию и анализу повести «Алые паруса».
Основные виды деятельности: чтение вступительной статьи; беседа по вопросам учебника; работа с иллюстрациями; заочная экскурсия в музей
писателя; чтение первой главы повести.
Термины: повесть, художественный образ.
Этапы урока
I. Вступительная беседа о писателе,
готовящая к восприятию повести «Алые паруса» и вхождению в художественный мир писателя, в удивительную страну Гринландию:
1. Знакомо ли было вам имя Александра Грина? Слышали ли вы что-то о нём или о его произведениях (героях)?
2. Как сам писатель объяснял происхождение своего псевдонима?
3. Что такое Гринландия? Существует ли в реальности такая страна (или очень похожая на неё)?
4. Как по названиям произведений писателя можно создать представление о его мире, любимых темах, сюжетах, героях? Какое из названий больше
всего вас заинтересовало? («Алые паруса», «Блистающий мир», «Золотая цепь», «Бегущая по волнам», «Джесси и Моргиана».)
II. Заочная экскурсия
в литературно-мемориальный музей А. С. Грина,
открытый в Феодосии в 1970 году.
Материалы для этой экскурсии можно взять на официальном сайте музея.
Здесь представлен своеобразный виртуальный музей, где дано подробное описание экспозиции, помещены фотографии.
Проект музея принадлежит художнику С. Г. Бродскому, чья иллюстрация к повести «Алые паруса» приведена на цветной вклейке в учебнике.
Небольшой одноэтажный дом, где жил писатель, стилизован под старинный парусный корабль. У входа — судовой якорь, часть фок-мачты, судовой фонарь.
Экспозицию музея открывает карта Гринландии. Необычные комнаты-каюты музея носят своеобразные названия: «Каюта странствий», в
центре которой расположено панно с изображённым на нём кораблём, плывущим по океану навстречу солнцу; «Кают-компания клипера», в которой
помещена большая модель парусного клипера «Аврора»; «Ростральная», которую украшает ростра — носовая часть древнего судна с головой морской
девы, вырезанной из дерева; «Каюта капитана Геза», обставленная морскими
аксессуарами (её стены до половины покрыты канатными матами); «Корабельная библиотека», где собраны книги Грина, переведённые на многие
языки мира.
III. Чтение первой главы
повести «Алые паруса» («Предсказание»)
и беседа на выявление первичного восприятия:
1. Каковы ваши первые впечатления от Гринландии? Какой он, мир моряков и рыбаков? Только ли красота и романтика приключений характеризуют этот мир?
2. Какие новые для себя слова вы встретили в повести Грина? Как эти слова помогают представить мир, полный опасности и риска, неожиданных
открытий и приключений?
Начало первой главы стоит прочитать самому учителю, чтобы ввести пятиклассников в мир Грина, представить этот мир во всём богатстве красок,
с его необычными, зачастую сложными для истолкования сравнениями, метафорами и символами, о которых пойдёт разговор на последующих уроках.
IV. Словарная работа
может быть выделена как отдельный этап урока,
потому что в художественном мире Грина учащимся встретится много специальных морских терминов (в основном иностранного происхождения),
значение которых может быть им, скорее всего, неизвестно.
Можно разделить все новые для учащихся слова, объяснение которых дано в сносках, на четыре группы:
«Порт» (мол, причал, мостки, сваи и др.),
«Морские суда» (бот, вельбот, галиот и др.),
«Морские снасти» (мачта, шкот, брашпиль, бушприт, бакборт, леер, вант, стеньга, салинг, клюз, кливер, кнеки и др.),
«Управление судами» (навигация, лоция, галс, штиль, норд и др.).
V. Домашнее задание:
прочитать первую главу повести «Алые паруса».
Индивидуальные задания: выполнить индивидуальные задания 1, 2 учебника по выбору.
Следующие уроки: Урок 68. Образ Ассоль >>>
|